Размер дохода.

Качество товара: является ли данный товар предметом рос­коши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предме­том необходимости (спрос на большинство из которых неэласти­чен).

Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких пред­метов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели элас­тичность, равную 1,87; фарфор — 1,54.

3. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

4. Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (ЕpD =0,13), то в долгосрочном — довольно эластично и равно 1,89.

Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холо­дильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Од­нако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоем­кость и постепенно замените энергоемкие приборы на более эко­номные.

Перекрестная эластичность.Эластичность спроса на одно благо относи­тельно иен на другое благо называется пере­крестной эластичностью.

EDx,y = dQx/Qx :dPy/Py = dQx/dPy x Py/Qx(3.6)

Если EDx,y > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субсти­туты), если EDx,y< 0 — взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше сте­пень заменяемости благ (в крайнем случае, когда EDx,y= + ¥, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластич­ность, тем больше взаимодополняемость (если EDx,y= - ¥, то мы име­ем пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило, характеризующее взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при неболь­ших ценовых изменениях.

Например, если цена на хлеб значитель­но снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на другие товары, в том числе и на мебель. Тогда EDx,y< 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода.

При исключении эффекта дохода можно получить по значению пере­крестной эластичности более точную оценку дополняемости или заменяемости благ (выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу). Коэффициент эластичности спроса можно разложить на два ком­понента, характеризующие эффекты дохода и замещения (уравне­ние Слуцкого в коэффициентах эластичности).

Эластичность спроса относительнодохода. В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода

EiD = DQ/Q : DI/I (3.7)

 

Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (EiD < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным.

Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.).

Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (EiD > 0), благо является нормальным.

Если 0 < EiD< 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички).

При EiD > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыще­ния (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксиро­ванном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависи­мости от дохода одни и те же блага могут давать численные значе­ния эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее (например, мебель).

Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей едини­цы (0 < EiD < 1), должно существовать благо с EiD > 1 для конкрет­ного потребителя, называется законом Энгеля.

Рассмотрим теперь эластичность предложения.

 

Эластичность предложения. Эластичность предложения по цене показывает относительное изме­нение объема предложения под влиянием измене­ния цены на один процент.

EPS = DS/S : DP/P (3.8)

 

Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложе­ния важное значение имеет фактор времени.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение со­вершенно неэластично (EPS == 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 3.9а).

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в со­ответствии со спросом (см. рис. 3.9б).

В условиях длительного периода предложение почти совер­шенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значи­тельному росту предложения при постоянных ценах или несущест­венном повышении цен (см. рис. 3.9в).