Эластичность спроса по цене и совокупная выручка

Таблица 3.1

Рис. 3.23. Эластичность и общая выручка

Рис. 3.22. Свойства эластичности

Рис. 3.21. Точечная эластичность

Рис. 3.20. Крайние случаи эластичности

 

Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность может быть опреде­лена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью Х (рис. 3.21).

EPD = - DQ/DP x P/Q

Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона.

Дуговая эластичность — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

 

EPD = - DQ/DP x P/Q = -(Q2 – Q1)/(P2 – P1) x

x (P2 – P1)/2 : (Q2 – Q1)/2 =

= -(Q2 – Q1)/(P2 – P1) x (P2 + P1)/(Q2 + Q1) (3.4)

 

Если кривая спроса задается линейной функцией Q = а — bР, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен DQ/DР = -b. Точечная эластичность линей­ной функции может выражаться тогда как

EPD = -bP/Q,

где b — наклон кривой спроса.

 

Хотя наклон для линейной функции неизменен, значение элас­тичности EPD будет различным в разных точках кривой и принимает любые значения. Эластичность линейной функции спроса изменя­ется от 0 (в точке D1) до ¥ (в точке D2) (см. рис. 3.22).

 

 

 

Это обстоятельство легко объяснить чисто арифметически. Дело в том, что в левом верхнем углу процентное изменение количества продукции велико, каждый шаг означает значительное (в процентном отношении) изменение.

Наоборот, процентное изменение цены пред­ставляет довольно скромную величину, так как база, с которой осущест­вляется сравнение, относительно высока. Отсюда становится понятным, почему первоначально ЕPD> 1, а в правом нижнем углу ЕPD< 1.

 

Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупная выручка.Взаимосвязь изменения эластичности по цене и совокупной общей выручки показана на рис. 3.23.

 

 

 

Совокупная выручка равна произве­дению количества проданной продукции на ее цену:

TR = Р х Q, (3.5)

где TR (total revenue) — совокупная (общая) выручка (доход);

Р (price) — цена;

Q (quantity) — количество.

 

Если спрос по цене эластичный (EPD > l), то снижение цены вы­зывает рост совокупной выручки (TR). И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению совокупной выручки. Противоположная ситуация складывается в нижнем ле­вом углу: процентное изменение количества продукции мало, а про­центное изменение цены — велико.

Если спрос по цене неэластичен (EPD < 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене неэластичен, то рост цены приведет к росту общей выруч­ки. Влияние цены на совокупную выручку в условиях эластичного и неэластичного спроса отражено в табл. 3/1.

Величина эластичности спроса Влияние изменения цены на совокупную выручку (TR)
по цене Увеличение цены Уменьшение цены
EPD > 1 TR¯ TR­
EPD = 1 TR = const
EPD < 1 TR­ TR¯

 

Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значе­ние для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая моно­полия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация и др.).

Факторы, влияющие на эластичность. Факторами, влияющими на эластичность являются:

1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Одна­ко при этом следует учитывать, насколько узко определены грани­цы данного экономического блага.

Если мы возьмем в качестве при­мера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, кото­рая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов.

Таким об­разом, в первом случае практически отсутствуют товары-замени­тели, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, произ­водимые в разных странах).

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).