Эластичность спроса и предложения
Рис. 3.15. Затраты потребителя в условиях законодательно установленного потолка цен
Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. — все они являются омертвленными затратами (deadweight cost), которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не доходят до тех, кто его реально производит.
Потолок цен "подрезает" излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает.
Наоборот, те, кто продает (или распределяет) дефицитный товар, заинтересованы в сохранении его дефицита, потому что он становится источником их доходов (потому что увеличивает размеры неденежных затрат — см. рис. 3.15). Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными "благовидными" предлогами.
В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.
Эластичность спроса. Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.
Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент.
Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. И это понятно. Когда мы говорим, что цена на "Сникерс" поднялась на 10 рублей — это слишком существенное для "Сникерса" изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен автомобиля "Вольво" на 10 рублей практически не ощутим для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно:
EPD = ½ DQ/Q : DP/P ½ = ½DQ в %/ DP в %½, (3.3)
где EPD - эластичность спроса по цене;
DQ/Q — относительное изменение спроса;
DP/P — относительное изменение цены.
С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается и DQ < 0. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак минус:
EPD = - DQ/Q : DP/P или модуль EPD = ½ DQ/Q : DP/P ½
Спрос называют эластичным, когда ЕPD>1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда ЕPD<1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменяются цены.
Если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то = 0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то EPD = ¥ (см. рис. 3.20).