ПЕРИОДАХ ВРЕМЕНИ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ В МГНОВЕННОМ, КОРОТКОМ И ДЛИТЕЛЬНОМ
Рассмотрим подробнее основной фактор, влияющий на эластичность предложения — период времени, которым располагают продавцы, чтобы отреагировать на повышение цены на рынке.
При анализе эластичности предложения различают три временных рыночных периода: мгновенный, короткий и длительный
Мгновенный рыночный период— период времени, в течение которого все факторы производства (труд, земля, капитал) постоянны, т.е. их количество не может быть изменено.
Мгновенный период настолько мал, что производители не имеют возможности нанять дополнительное количество рабочих, закупить больше сырья или оборудования. Поэтому, в случае, если произойдет увеличение спроса на выпускаемый ими товар, продавцы не смогут увеличить предложение своей продукции, а отреагируют только повышением цен. Линия предложения в мгновенном периоде представлена на рисунке 7.
Рис.. Предложение в мгновенном периоде (абсолютно неэластичное предложение). |
Например, фермер осенью привез на рынок весь свой урожай картофеля (Q1). При этом линия его предложения будет совершенно неэластична, поскольку как бы не изменялась цена на рынке, фермер будет предлагать только количество картофеля, равное Q1. Если произойдет увеличение спроса (линия спроса сдвинется из положения D1 в D2), фермер отреагирует повышением цены с Р1 до Р2.
2 Короткий рыночный период— это период времени, в течение которого одни факторы производства постоянные, а другие — переменные (т.е. можно изменить их количество).
В коротком периоде к постоянным факторам производства можно отнести научно-технические разработки, оборудование, высококвалифицированных работников (чья подготовка требует длительного времени), здания и др. К переменным факторам производства в коротком периоде относят: работников с невысокой квалификацией, сырье и материалы, применяемые в производстве незадействованное оборудование и др. Линия предложения в коротком рыночном периоде представлена на рисунке 8.
Рис.8. Предложение в короткий период (неэластичное предложение).
Например, если увеличение спроса на картофель произойдет в коротком периоде, то наш фермер постарается задействовать всю имеющуюся у него землю, применить соответствующие удобрения, нанять дополнительное число работников и тем самым увеличить объем продаж. В этом случае также произойдет повышение цены, однако оно не будет таким значительном, как в мгновенном периоде.
3. Длительный рыночный период— период времени, в течение которого все факторы производства переменные.
У производителей достаточно времени, чтобы закупить больше оборудования, подготовить высококвалифицирован ных специалистов, использовать новые достижения научно-технических разработок.
График предложения в длительном рыночном периоде представлен на рисунке 9.
Рис.9 Предложение в длительный период (эластичное предложение).
Как видим, в длительном периоде линия предложения имеет более пологий наклон, чем в коротком. В длительном периоде производители имеют возможность увеличить объем предложения своего товара на большее количество, чем в коротком периоде. И в случае, если произойдет увеличение спроса на товар, повышение цены в длительном периоде будет меньше, чем в коротком.
Перекрёстная эластичность предложения
Перекрёстная эластичность предложения по цене показывает, как изменится предложение одного товара в ответ на изменение цены другого товара
Эластичность предложения по цене рассчитывается при помощи коэффициента перекрестной эластичности предложения по цене.
Коэффициент перекрестной эластичности предложенияпоказывает относительное изменение предложения товара (А) при относительном изменении цены на другой товар (В):
Где
Коэффициент перекрестной эластичности предложения по ценепоказывает на сколько процентов изменится предложение товара А в результате изменения цены товара В на 1%