ПЕРИОДАХ ВРЕМЕНИ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ В МГНОВЕННОМ, КОРОТКОМ И ДЛИТЕЛЬНОМ

 

Рассмотрим подробнее основной фактор, влияющий на эла­стичность предложения — период времени, которым распола­гают продавцы, чтобы отреагировать на повышение цены на рынке.

 

При анализе эластичности предложения различают три вре­менных рыночных периода: мгновенный, короткий и длительный

Мгновенный рыночный период— период времени, в течение которого все факторы производства (труд, земля, капитал) постоянны, т.е. их количество не мо­жет быть изменено.

 

Мгновенный период настолько мал, что производители не имеют возможности нанять дополнительное количество рабочих, закупить больше сырья или оборудования. Поэто­му, в случае, если произойдет увеличение спроса на выпус­каемый ими товар, продавцы не смогут увеличить предложе­ние своей продукции, а отреагируют только повышением цен. Линия предложения в мгновенном периоде представлена на рисунке 7.

 
 

 

Рис.. Предложение в мгновенном периоде (абсолютно неэластичное предложение).

 

Например, фермер осенью привез на рынок весь свой уро­жай картофеля (Q1). При этом линия его предложения будет со­вершенно неэластична, поскольку как бы не изменялась цена на рынке, фермер будет предлагать только количество карто­феля, равное Q1. Если произойдет увеличение спроса (линия спроса сдвинется из положения D1 в D2), фермер отреагирует повышением цены с Р1 до Р2.

 

2 Короткий рыночный период— это период времени, в течение которого одни факторы производства постоянные, а другие — переменные (т.е. можно изме­нить их количество).

 

В коротком периоде к постоянным факторам производства можно отнести научно-технические разработки, оборудование, высококвалифицированных работников (чья подготовка тре­бует длительного времени), здания и др. К переменным факто­рам производства в коротком периоде относят: работников с невысокой квалификацией, сырье и материалы, применяемые в производстве незадействованное оборудование и др. Линия предложения в коротком рыночном периоде представлена на рисунке 8.

 
 

 


Рис.8. Предложение в короткий период (неэластичное предложение).

 

Например, если увеличение спроса на картофель произой­дет в коротком периоде, то наш фермер постарается задейство­вать всю имеющуюся у него землю, применить соответствую­щие удобрения, нанять дополнительное число работников и тем самым увеличить объем продаж. В этом случае также произойдет повышение цены, однако оно не будет таким значительном, как в мгновенном периоде.

 

3. Длительный рыночный период— период времени, в течение которого все факторы производства пере­менные.

 

У производителей достаточно времени, чтобы закупить больше оборудования, подготовить высококвалифицирован ных специалистов, использовать новые достижения научно-тех­нических разработок.

График предложения в длительном рыночном периоде пред­ставлен на рисунке 9.

 

 

 


Рис.9 Предложение в длительный период (эластичное предложение).

 

Как видим, в длительном периоде линия предложения име­ет более пологий наклон, чем в коротком. В длительном периоде производители имеют возможность увеличить объем предложения своего товара на большее коли­чество, чем в коротком периоде. И в случае, если произойдет увеличение спроса на товар, повышение цены в длительном периоде будет меньше, чем в коротком.

 

Перекрёстная эластичность предложения

Перекрёстная эластичность предложения по цене показывает, как изменится предложение одного товара в ответ на изменение цены другого товара

 

Эластичность предложения по цене рассчитывается при по­мощи коэффициента перекрестной эластичности предложения по цене.

Коэффициент перекрестной эластичности предложе­нияпоказывает относительное изменение предложения товара (А) при относительном изменении цены на дру­гой товар (В):

 

Где

 

Коэффициент перекрестной эластичности предложе­ния по ценепоказывает на сколько процентов изменится предложение товара А в результате изменения цены товара В на 1%