Абсолютно эластичный спрос

Эластичный спрос

Единичная эластичность

Неэластичный спрос

ТИПЫ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

Товар, не имеет близких заменителей, изменяется цена этого товара.

Например, представим, что при повышении цены на бензин с Р1=1 800 руб. за литр до Р2=2 400 руб., на одной из автозаправочных станций (АЗС) города , объем спроса на бензин упал с Q1 = 5 000 литров в день до Q2= 4 700 литров в день.

 

Рассчитаем, чему будет равен коэффициент эластичности по цене и изменение выручки продавца.

По формуле рассчитаем коэффициент эластичности спроса на бензин от цены бензина:

 

 

D| = 0,2<1

 

Таким образом, при изменении цены бензина на 1% объем спроса сократился на 0,2%, т.е. объем спроса на бензин сокра­тился в меньшей степени, чем повысилась цена.

 

По формуле рассчитаем выручку продавца при каж­дой цене.

 

При цене бензина Р1=1 800 руб. за литр общая выручка про­давца будет равна:

ТR., = Р, х Q, = 1 800 х 5 000 = 9 000 000 руб.

 

При цене бензина Р2 =2 400 руб. за литр общая выручка про­давца составит : 11 280 000 руб.

.

Таким образом, повышение цены на бензин вызвало увели­чение общей выручки продавца на 2 280 000 руб

 

 

Если |ЕD| < 1, то спрос на товар является неэлас­тичным по цене,и рост цены на такой товар вызовет увеличение общей выручки продавца (и наоборот).

 

ищем |ЕD| = 1

 

То есть, при изменении цены на зонты на 1% объем спроса на них сократится на 1%, значит, объем спроса на зонты изме­нится в той же степени, что и цена товара

Рассчитаем как изменится общая выручка продавца. 2 млн. и 2 млн. Видим, что изменение цены не вызвало изменения общей выручки продавца.

 

 

Если |ЕD| = 1, то товар имеет спрос с единичной эла­стичностью,и при изменении цены на такой товар вы­ручка продавца остается неизменной.

Определим коэффициент эластичности спроса по цене и изменение выручки продавца для товара (услуги), имеющего большое число заменителей.

 

 

То есть, при повышении цены на турпутевки на 1% объем спроса сократится на 2,33%. Как видим, объем спроса изменя­ется более высокими темпами, чем цена товара.

Рассчитаем выручку продавца: 4 000 –6000 = - 2 000

Как видим, повышение цены на турпутевки вызвало сокра­щение общей выручки продавца

 

Если |ЕD| > 1, то товар (услуга) имеет эластичный спроси выручка продавца уменьшается при повыше­нии цены (и наоборот).

 

Вывод: когда общая выручка и цены изменяются в од­ном направлении, спрос неэластичен относительно цены. Когда общая выручка и цены изменяются в противоположных на­правлениях, спрос эластичен относительно цены. В случае, когда с изменением цены не происходит изменения выручки, мы име­ем спрос с единичной эластичностью.

 

Рассмотрим еще два типа эластичности.

 

На рисунке изображена линия абсолютно эластично­го спроса.

 

 

Такой тип эластичности практически не встречается в ре­альной жизни. Этот случай возможен при наличии на рынке совершенной конкуренции, т.е. только в идеальных рыночных условиях.

 

В случае, если спрос на товар имеет абсолютную эластичность, то по установившейся рыночной цене можно продать бесконечное количество продукции, одна­ко даже при небольшом изменении цены, объем продаж падает до нуля. Например, на мировом рынке пшеницы к продаже пред­лагается огромное количество этого продукта по установившей­ся цене. При этом стоит одному из продавцов незначительно повысить цену, как все покупатели перейдут к другим продав­цам, предлагающим продукцию того же качества и по более низкой цене.