Степень срочности приобретения товара
Значимость, привычность товара для потребителя
Длительность периода времени, в течение которого продавец изменит цены
Доля дохода потребителя, которую составляет цена данного товара
Когда цена данного товара составляет большую долю дохода потребителя (например, стоимость автомобиля или мебели), спрос на такой товар будет эластичен по цене. Когда цена составляет незначительную долю дохода (например, стоимость мыла, зубной пасты), спрос будет неэластичен по цене.
Если продавец повысит цены в течение короткого периода времени, то покупатели не успеют быстро найти для себя альтернативные варианты необходимого товара или услуги, и спрос будет неэластичен по цене. И наоборот, в течение долгого временного периода потребители сумеют приспособиться, т.е. найти хорошие заменители, что сделает спрос на товар эластичным по цене.
Спрос на товары или услуги первой необходимости неэластичен по цене, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен по цене.
Если потребление данного товара (услуги) не может быть отложено с точки зрения данного покупателя, то спрос на такой товар неэластичен. Например, повышение цен на шампанское накануне Нового года не приводит к снижению спроса на него.
Эластичность спроса можно определить с помощью коэффициента эластичности или анализа того, как изменится выручка продавца от продажи после изменения цены товара.
Коэффициент эластичности спроса по ценепоказывает относительное изменение объема спроса при относительном изменении цены,
где ЕD — коэффициент эластичности спроса по цене,
Р1 — первоначальная цена,
Р2 — новая цена,
Q1 — первоначальный объем спроса,
Q2 — новый объем спроса, после изменения цены.
У нас 2 формулы. Чтобы избежать неточности, при расчете коэффициента эластичности применяются средние арифметические значения Р и Q. Тогда формула коэффициента эластичности по цене после преобразования окончательно примет вид:
Другими словами, коэффициент эластичности спроса по ценепоказывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены товара на 1%.
Коэффициент эластичности спроса по цене всегда будет иметь отрицательное значение, поскольку объем спроса и цена изменяются в противоположных направлениях.
Второй показатель эластичности спроса по цене — общая выручка продавца от продажи товаров — ТR
ТR= Р х Q,
где Р — цена товара,
Q — количество проданного товара по этой цене.