Наличие заменителей данного товара

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

 

Исходя из закона спроса, чем выше цена товара, тем мень­шим окажется величина предъявляемого на него спроса и, на­оборот. Но закон спроса не отвечает на вопрос, в какой степени изменится объем спроса. Однако любой предприниматель, решив изме­нить цены на товары или услуги, задумается— а как это ска­жется на объеме продаж, возрастет или уменьшится его выруч­ка? Ответ на этот вопрос дает понятие ценовой эластичности спроса или прямой эластичности спроса по цене.

Ценовая эластичность спросапоказывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение цены этого товара.

 

Если при изменении цены объем спроса изменится в мень­шей степени, чем цена, то спрос на товар неэластичен. Если при изменении цены объем спроса изменится в большей степени, чем цена, то спрос на товар эластичен.

 

Когда у товара имеются близкие заменители, то спрос на этот товар эластичен, так как при повышении цены на основной то­вар покупатели могут легко перейти на использование товаров-заменителей. Например, спрос на «Кока-колу» эластичен, так как при повышении цены на этот товар покупатели могут переклю­читься на приобретение других тонизирующих напитков. С дру­гой стороны, спрос на электроэнергию неэластичен, так как не имеет приемлемых заменителей.