Условия функционирования рыночной экономики
Рынок
Экономическое поведение людей. Альтернативная стоимость.
Экономисты считают, что вся хозяйственная активность населения, предприятий и государства имеет в своей основе отдельные решения людей. Экономическая рациональность означает, что люди делают выбор осознанно, анализируя имеющиеся альтернативы с разных сторон.
Экономисты не стремятся предсказать поведение конкретного человека, который в силу каких-либо причин бывает не рационален. Но экономика имеет дело с массовыми, повторяющимися решениями, и поэтому поведение масс предсказуемо в среднем в виде тенденции. Опираясь на положение о рациональности, можно предсказать поведение группы людей.
Рациональное поведение – это поведение направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях.
Цена выбора (альтернативная стоимость, упущенная выгода) — истинная ценность выбранной для производства комбинации товаров — измеряется ценностью другой комбинации товаров, от которой пришлось отказаться. Т.е. альтернативная стоимость – это цена, измеряемая через другую вещь, которую нужно отдать взамен. Например, у вас есть 3 метра ткани. Вы решаете, что сшить: платье или костюм, и останавливаете свой выбор на платье. Цена выбора или ценность платья будет равна той пользе, которую вы могли бы получить от нового костюма.
Если у человека есть потребность в чём – либо, то у него есть 2 варианта:
- найти объект и удовлетворить потребность
- либо заглушить потребность
Объект для удовлетворения потребностей можно получить следующими способами:
- сделать самому – самообеспечение. (недостижимо, время, качество…)
- обменять
- украсть (уголовно наказуемо)
- попрошайничество
Вывод: самый цивилизованный способ – обмен.
В этом случае речь идёт о рынке.
Существует несколько определений.
1 – это физическая площадь, где совершаются сделки
Основные черты:
- наличие товара у продавца и денег у покупателя
- взаимодействие продавца и покупателя
-договорённость между ними о цене и кол-ве покупаемого товара
-товар переходит в собственность покупателя
2 – это особое взаимодействие между продавцом и покупателем.
3 – это организационная структура, посредством которой взаимодействуют продавец и покупатель с целью определения цены о объёма продаж-покупок.
Чтобы произвести обмен- нужны следующие условия.
- многообразие форм собственности и наличие частной собственности.
- наличие конкуренции
- наличие мотива прибыльности
- наличие рыночной инфраструктуры
Рыночная инфраструктура – это совокупность гос. учреждений и частных фирм, обеспечивающих нормальное функционирование всех видов рынков.
Включает:
1-инфр. товарного рынка,
2 -и. финансового рынка и
3 - и.рынка труда.
1. оптовая и розничная торговля, аукционы, ярмарки, товарные биржи, системы гос. заказов, маркетинговые и аудиторские службы, антимонопольные структуры | 2. фондовые биржи, валютные биржи, банковская система, брокерские и страховые кампании | 3. биржи труда, центры занятости, Система общественных работ, система переподготовки кадров, миграционные службы |
Создание рыночной инфраструктуры – процесс дорогостоящий и длительный
Для функционирования рынка нужна развитая транспортная сеть