РАВНОВЕСИЕ ФИРМЫ НА РЫНКЕ. НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ATC

MC ATC

MC

прибыль ATC

P1 M MR C1 L

C1 L P1 M MR

 

0 QM Q 0 QM Q

P, C

MC

М точка равновесия фирмы;
L минимальное значениеАТС.

M

P1 MR

0 QM Q

График. 7.11. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции.

Линия цены (P1) и предельного дохода (MR) расположены выше кривой средних издержек (ATC). В этой ситуации в точке равновесия М фирма будет получать максимальную экономическую прибыль. При производстве в объемеQMминимальные средние издержки будут равныС1, а так как общие издержкиТС=АТСQ, то их величина –0C1LQM. Общий доход фирмыTR=QP0P1MQM. Отсюда заштрихованный прямоугольникC1P1MLхарактеризует общую массу полученной экономической прибыли. Если уровень средних издержек окажется нижеРиMR, то это будет означать, что в данную отрасль устремятся другие фирмы, а в результате цена будет снижаться и может упасть нижеАТС, т.е.MC=MR=P<ATC.

В этом случае задача фирмы изменяется: она вынуждена не максимизировать прибыль, а минимизировать убытки. Графически эта ситуация отражена на втором графике справа.

Многие фирмы, оказавшись в таком положении, уходят с рынка, что приводит к уменьшению предложения, и при прочих равных условиях цены начинают возрастать до тех пор, пока фирма не станет получать нормальную прибыль, т.е.MC=MR=P=АТС. В этом случае линия цены и предельного дохода лишь касается кривой средних издержек в ее минимальном значении. Для предпринимателя это означает, что экономическая прибыль равна нулю. Графически такая ситуация отражена на третьем графике.

В условиях несовершенной конкуренции критерий максимизации прибыли фирмой отличается от рассмотренного и лишь в крайнем случае монополистической конкуренции может приблизиться к правилу:МС=MR=Р. Фирма – несовершенный конкурент может влиять на рыночную конъюнктуру, причем иногда очень значительно, поскольку цена находится под его воздействием. Для того чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма снижает цену. Это дает ей некоторый эффект – увеличение продаж. Однако одновременно несовершенный конкурент несет и определенные потери из-за того, что все покупатели платят более низкую цену (даже те из них, кто раньше покупал по более высокой цене). Этот потенциальный убыток понижает на свою величину предельный доход, поэтомуMRР; предельные издержки меньше рыночного спроса, представленного ценойMR<Р. В то же время установление цены несовершенным конкурентом ориентировано на рыночный спрос, следовательно, кривая спроса на продукцию несовершенного конкурента имеет отрицательный наклон.

Вместе с тем условия максимизации прибыли при совершенной и несовершенной конкуренции имеют и общее между собойMR=МС: фирма в обоих случаях производит дополнительную единицу продукции только при условии получения дополнительного дохода, превышающего дополнительные издержки. Следовательно, уравнение максимизации прибыли=MR=Рпри несовершенной конкуренции модифицируется в=MR<Р.

Более строго условие максимизации прибыли фирмы-несовершенного конкурента можно вывести следующим образом: