В заключение. О нежности и тонкости его слуха.

Почти до десятилетнего возраста он непреодолимо боялся трубы, если играли на ней одной и не было другой музыки; даже когда перед ним всего лишь держали трубу, это было все равно как если бы ему приставили заряженный пистолет к сердцу. Рара желал подавить этот детский страх и однажды приказал мне, несмотря на сопротивление Вольфганга, трубить ему в лицо; но мой бог! Лучше бы я не подчинился. Едва Вольфгангрель услышал оглушительный звук, он побледнел и стал опускаться на землю, и если бы я продолжал дальше, у него наверняка начались бы судороги…

Остаюсь с надлежащим глубоким уважением и почтением

Вашей милости…

преданный слуга

Андреас Шахтнер

Зальцбург, 24 апреля 1792 года».

 

( Плач девушки вернул всех их Прошлого в Настоящее.)

Учительница подошла к Марианне и спросила:

- Что с тобой?

- Мой папа тоже проводил такой эксперимент с моим младшим братом, потому что все его боязнь трубы называли «синдромом Моцарта».

Учительница понимающе покачала головой: она еще раз убедилась, что называла того человека правильными словами.

Но тут «Серьга» встал на защиту Леопольда Моцарта:

- Да ты хоть знаешь, что это был за человек? И какая у него была трудная жизнь? Я, например, всегда ношу с собой его письмо к уже взрослому сыну, чтобы помнить о судьбе этого музыканта и постараться прожить лучшую жизнь.

 

 

- Вот послушайте: - он достал из внутреннего кармана пиджака сложенный в несколько раз листок, развернул его и сдержанным голосом, прочел: (из книги (5),стр. 10-11):

- «С тех пор как вы родились и даже раньше – с того времени, как я женился, мне приходилось очень туго. Нужно было прокормить жену и семерых детей на какие-то двадцать флоринов ежемесячного заработка, выдерживать рождения, болезни, смерти. При таких расходах, если о них поразмыслить, ты поймешь, что я не только ни единого пфенинга не потратил на самое малое развлечение, но, при всех ухищрениях и тяжелой работе, никогда не мог выбиться из долгов».

Учительница похвалила ученика и спросила еще у группы:

- Молодец, что пользуешься первоисточниками, а не только учебниками! Садись! Я понимаю, что вам из-за репетиций некогда сидеть в библиотеках, но книжки читать надо. У кого есть что дома – обменивайтесь между собой, рассказывайте друг другу.

А кто нам сейчас расскажет о происхождении Леопольда Моцарта и его творчестве, о Зальцбурге – в силу каких факторов окружающей жизни формировалась музыкальная культура этого музыканта?

- Я, - сразу отозвалась «Рыжая», она вышла к доске и указала на очередной плакат –

 

(Фото: картина «Зальцбург в ХVIII», общий вид города,

из книги (3),стр.44)

(Фотография «оживает», перенося нас

из Настоящего в Прошлое: панорама города, шум, его жизнь)

(из книги (5), стр. 6)

«Разбросанный по склонам высоких холмов, теснивших быструю и прозрачную реку Зальцах, город, с его чудесными окрестностями, улицами, садами и великолепными по архитектуре дворцами и соборами, был одним из живописнейших уголков Австрии. Обилие солнца и воздуха, яркие краски неба, воды, зелени придавали его облику характерный отпечаток южной, жизнерадостной красоты. Под стать природе были и чисто южные черты в характере и нравах местного населения: общительность зальцбуржцев, их всегдашняя страсть к общественным увеселениям. Ни в одной области Австрии балаганные представления не пользовались большей любовью, нигде не создавалось более задорных и веселых песен, чем в Зальцбурге…

Однако, врожденные живость и юмор странным образом уживались с религиозным ханжеством и суевериями, усердно насаждавшимися здесь католическим духовенством.

Колыбель Вольфганга Амадея Моцарта в Зальцбурге, но родословное древо его отца простирается через границы Австрии и Баварии в Швабию.

Мать Моцарта, от природы жизнерадостная, веселая и добрая женщина, была уроженкой Зальцбурга.

Отец, выходец из близлежащего немецкого города Аугсбурга, был человеком иного склада – строгим, замкнутым, полным чувства ответственности.

Принадлежал он к почтенной семье ремесленников.

Аугсбургские Моцарты насчитывали несколько поколений каменщиков и переплетчиков – людей честных и трудолюбивых…

Музыкальное дарование впервые проявилось у Леопольда Моцарта, отца гениального композитора.

Для своего времени это был действительно музыкант незаурядный – талантливый, образованный, с большой инициативой. Сильный характер, исключительная трудоспособность, широкий круг интересов и знаний.

Педагогом он был превосходным, и изданная им школа скрипичной игры пользовалась успехом не только в Австрии и Германии, но позднее и в ряде других стран – Франции, Голландии, России.

Дошедшие до нас музыкальные сочинения Леопольда Моцарта – светские и духовные – показывают, что он столь же успешно мог бы работать и в области творческой».

(2), стр.32: «Честолюбивому Леопольду Моцарту не сиделось на месте.

Приняв решение поправить материальное положение семьи концертами детей, он составлял маршрут нового путешествия и брал продолжительный отпуск».

- Ну, прямо как мой папаша: «Сынок, деньги кончились. Не пора ли тебе на какой-нибудь конкурс съездить?»

 

(Ее перебил голос юноши с соседней парты, перенося нас