На практике применяются все перечисленные группировки и целый ряд других.
Предпринимательская деятельность может осуществляться как частными фирмами, так и государственными предприятиями.
Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями или компаниями осуществляющая экономическую деятельность на основе эффективного использования ограниченных ресурсов для производства товаров или услуг в целях получения дохода, прибыли. Понятие фирмы включает в себя различных хозяйственных агентов, существенно отличающихся друг друга; функционирующих в разных отраслях деятельности.
Соотношение понятий фирма, предприятие, компания в рыночной экономике следующее: фирма – универсальная структура в предпринимательском секторе рыночной экономики; предприятие – это производственная единица, территориально и технологически обособленная, оно не является собственником имущества и входит в состав фирмы. В современной России часто между предприятием и фирмой ставят знак равенства. Однако это ошибочно: фирма остается фирмой, даже если в ее составе имеется единственное предприятие, поскольку природа ее экономического поведения принципиально отличается от предприятия. Компания – это разновидность фирмы, основанная на долевом участии вкладчиков.
Из-за многообразия фирм их принято классифицировать по различным признакам:
· по размерам (малые, средние, крупные);
· по отраслевой принадлежности (промышленные, строительные, финансовые, инвестиционные, страховые и пр.);
· по организационной структуре (линейные, пирамидальные и пр.).
Наиболее распространенными классификационными признаками являются размер фирм и форма собственности. Так в зависимости от размеров различают: малый, средний и крупный бизнес.
В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали системы франчайзинга(от англ. franchise – льготный)и венчурного(от англ. venture – рисковать)предпринимательства. Однако в целом малый бизнес не получил в России широкого распространения.
Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, т.к. ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).
Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.
В зависимости от формы собственности фирмы подразделяются на государственные и частные. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национализации количество государственных фирм увеличивается, в результате проведения приватизации – уменьшается.