В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

B D

Процесс согласования спроса и предложения, условием которого является независимость и добровольность в отношении совершения купли-продажи, предполагает, что каждый из контрагентов стремится к получению собственной выгоды. Эта выгода в рыночном хозяйстве принимает форму излишка (ренты) потребителя и продавца.

В этой связи следует рассмотреть, что же в результате свободного ценообразования получают потребители и продавцы, чем такая форма установления рыночной цены может быть выгодна экономическим контрагентам.

P

S

A

PЕ E

 

 

0 QЕ Q

График 6.18. Рента потребителя и продавца.

При графическом изображении излишек (рента) покупателя будет представлен площадью, ограниченной линиями спроса, цены и осью ординат.

Добровольный обмен выгоден не только для покупателя, но и для продавца. Цена спроса есть предельная полезность товара, выраженная в деньгах, поскольку заQЕтоварахпокупатель готов заплатить сумму, равную площади фигурыAEQЕ0. Фактически же с учетом равновесной цены за то же количество товара он уплачивает только сумму, равную площадиPEЕQЕ0. Именно ее и получит продавец заQЕединиц товара сумму, тогда как сумма цен предложения будет соответствовать площадиBEQЕ0. Следовательно, излишек (рента) продавца будет представлена площадью, ограниченной линиями предложения, цен и осью ординат. Избыток продавца объясняется тем, что он продает весь свой товар по единой цене равновесия, а не по ценам предложения. Разность между этими суммами и образует излишек (ренту) покупателя.


ТЕМА 7. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Предпринимательская деятельность – неотъемлемая черта рыночной экономики. В российском законодательстве предпринимательство определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.

Для развития предпринимательской деятельности необходим целый ряд условий:

· возможность сосуществования в предпринимательском секторе многих организационно-правовых форм предприятий, относящихся к различным формам собственности;

· наличие устойчивой, целенаправленной государственной экономической политики поддержки предпринимательства;

· обеспечение свободы выбора сферы предпринимательской деятельности и контрагентов в сделках на рынке;

· освобождение предприятий от чрезмерного государственного регулирования их деятельности, предоставление им юридической и экономической самостоятельности и свободы;

· всемерная поддержка (в том числе информационная) малых форм
предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности.

Хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, лишь тогда, когда она связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском, являющимися признаками предпринимательства.

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Принято выделять две основные модели предпринимательского поведения:

Классическая модель состоит в том, что предприниматель стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Инновационная модель ориентирована не только на имеющиеся ресурсы, но и на возможность привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.