Другим широко распространенным последствием директивно заниженных цен является снижение качества выпускаемой продукции.

Если дотация установлена в твердом размере в расчете на единицу продукции, то ее воздействие на рыночное равновесие можно рассматривать как отрицательный налог, т.е. линия предложения сдвинется не вверх, а вниз на величину дотации. В результате цена, уплачиваемая покупателем, уменьшается. Цена, получаемая продавцом, увеличивается, а объем продаж возрастает.

Другим распространенным экономическим рычагом государственного воздействия на соотношение спроса и предложения являются дотации. В рыночной экономике правительство использует безвозмездную финансовую помощь для того, чтобы стимулировать производство новых товаров, развитие новых отраслей, предотвратить безработицу, обеспечить независимость страны от поставок продукции из-за рубежа.

Налог с продаж может уплачивать не продавец, а покупатель. Однако ситуация от этого не претерпит принципиальных изменений. В любом случае налоговое бремя будет ложиться и на продавца и на покупателя. А вот распределение его между продавцом и покупателем будет зависеть от наклона линий спроса и предложения, т.е. от их эластичности.

Рассмотрим наиболее распространенные методы государственного регулирования. К их числу следует отнести, прежде всего, введение налога с продаж, рассчитываемого на единицу продукции.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ПРОЦЕСС РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Уровень цен выражается индексом цен, который представляет собой соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг данного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базисном периоде.

Выполнение этих функций предполагает свободное движение цен без инфляции и монополии, которые искажают подлинную динамику цен.

При всем многообразии системы цен ее можно свести к трем видам: государственные, договорные и мировые.

Государственные цены могут устанавливаться на продукцию предприятий-монополистов, на базовые для экономики данной страны ресурсы, на социально значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов:

· фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством;

· регулируемые цены, учитывающие изменение на рынке соотношения спроса и предложения.

Договорные цены – это цены, устанавливаемые соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывающие только спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень развитости рыночных отношений в экономике данной страны.

Мировые цены применяются в международной торговле и рассчитываются на базе наиболее крупных экспортно-импортных сделок.

Каждая страна имеет свой уровень цен. Уровень цен – это средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за готовые товары и услуги, произведенные в стране.

 

В смешанной экономике государство активно вмешивается в воспроизводственный процесс, когда рыночные механизмы приводят к неэффективным состояниям экономической системы. Регулирование рынка может преследовать самые различные цели: борьбу с инфляцией, предотвращение нежелательной дифференциации доходов, сдерживание производства одних товаров и стимулирование выпуска других, сокращение безработицы и т.д. Государственное воздействие на рынок может проводиться как путем использования экономических рычагов, так и посредством прямого контроля за уровнем цен и объемами производства.

S1

P

t (tax)

S

P1 E1

E

P0

P2

 

Q1 Q0 Q

График 6.14. Эффект введения государством налога с продаж.

Допустим, что исходное рыночное равновесие до введения налога характеризовалось ценойР0 и объемомQ0. Государство вводит налог, который должен уплачивать производитель в сумме t с каждой единицы товара. Понятно, что для производителя это означает удорожание производимого товара. Кривая предложенияS. сдвинется на величинуtи займет положениеS1. Рыночное равновесие сместится из точкиЕв точкуЕ1. Оно будет характеризоваться объемом производстваQ1, который будет меньше первоначального объема на величинуQ1Q0, и ценамиР1 иР2. ЦенаР1 которую будет платить покупатель, окажется выше первоначальной равновесной ценыР0, а ценаР2, которую фактически получит продавец, после уплаты налога, будет нижеР0. При этом ценаР1 будет несколько меньше, чем (P0 +t), поскольку на рост цены покупатели ответят сокращением спроса. Потери в цене производителя составят (P0P2) что подтолкнет его к совершенствованию технологии, улучшению организации производства товаров.

S1

P

s (subsidy)

S

P0 E

E1

P1

P2

 

Q0 Q1 Q

График 6.15. Эффект введения государством дотаций.

Государство может также устанавливать фиксированные цены с тем, чтобы стабилизировать несбалансированный рынок. При этом директивная цена может быть установлена на уровне как превышающем цену равновесия, так и ниже ее. В первом случае возникает избыток продукции, во втором — дефицит со всеми вытекающими отсюда последствиями («черный рынок», очереди, административные формы распределения товаров, снижение качества товаров и т.д.).

P S1

P2 E2 S

E

P0

P1 E1

Q1 Q2 Q0 Q3 Q

График 6.16. Установление государством фиксированных цен на уровне ниже равновесного, сопровождаемое возникновением товарного дефицита.

На графике представлена типичная ситуация, вызванная установлением фиксированной цены на уровне более низком, чем равновесная цена и повлекшем возникновение дефицита. Фиксированная ценаР1 создавая дефицит в объемеQ1Q3, вынуждает производителей производить более дорогую продукцию. Поскольку официально такой путь развития производства невозможен, он перемещается в сферу «теневой» экономики. Поэтому за рамками легального рынка линия предложенияSсдвигается и занимает положениеS1. Расстояние междуSиS1 будет представлять собой издержки риска, которые суммируются с обычными издержками производства. В результате возникает рыночное равновесие в точкеЕ2 менее благоприятное для потребителя, чем было бы при свободном ценообразовании. Цена «черного» рынка (Р2) выше и фиксированной (Р1) и равновесной цены (Р0), а объем продаж (Q2) больше, чем на легальном рынке (Q1), но меньше равновесного объема (Q0). Таким образом, установление фиксированных цен на уровне ниже равновесной цены невыгодно для потребителей.

S

P S1

P0 E

 

 

P1 E1 D

D2 D1

Q1 Q2 Q0 Q3 Q

График 6.17. Установление государством фиксированных цен на уровне ниже равновесного, сопровождаемое снижением качества выпускаемой продукции.

На графике изображена стандартная ситуация рыночного равновесия в точкеЕс равновесной ценойР0 и равновесным объемомQ0 продаж какого-либо товара. Если директивная ценаР1 занижена, то возникает дефицит в объемеQ1Q3. В этих условиях производитель начинает фальсифицировать качество продукции, что позволяет ему увеличить объемы производства при тех же самых затратах. Этот процесс выразится в сдвиге линии предложенияSв положениеS1. Естественная реакция потребителя на ухудшение качества товара выразится в уменьшении спроса: криваяDзаймет положениеD1. При этом дефицит, хотя и в меньших размерах, но сохранится. При дальнейшем развитии указанных тенденции может наступить состояние квазиравновесия (E1), когда кривые спроса и предложения пересекутся на уровне заниженной фиксированной цены. Состояние квазиравновесия характеризуется тем, что потребитель получает примерно тот же объем продукции, что и при свободном ценообразовании, но продукции низкого качества. Следовательно, и с этих позиций практика установления заниженных директивных цен, как правило, не выгодна потребителю.