Таковы в кратком изложении две полярные точки зрения на формирование цены товара.

Поэтому в данном подходе между стоимостью и ценой противоречие не просматривается.

В продолжительном периоде сумма рыночных цен приближается к сумме рыночных стоимостей.

Если предложение товаров значительно превышает спрос, то рыночную стоимость будет определять индивидуальная стоимость товара, произведенного в лучших условиях производства.

Если спрос значительно превышает предложение товаров на рынке, то в основе рыночной стоимости лежит индивидуальная стоимость товара, произведенного в худших условиях производства.

Если спрос и предложение равны, то в основе рыночной цены лежит общественная рыночная стоимость, определяемая средней стоимостью, или индивидуальной, с которой производится основная масса товаров для рынка.

В каждом отдельном акте купли-продажи цена под влиянием спроса и предложения может отклоняться от стоимости.

Согласно теории К. Маркса основой цены является стоимость. Величина стоимости товара определяется общественно необходимыми затратами рабочего времени на его производство. Цена же есть денежное выражение стоимости товара.

В долгосрочном периоде предложение приспосабливается к спросу и устанавливается постоянная цена.

В условиях краткосрочного временного интервала, когда спрос может произойти изменение, и если фирма не прореагирует, то цена станет ниже издержек и фирма понесет убытки.

Он отрицал существование стоимости и считал, что имеется только меновая стоимость, т.е. цена.

В современной экономической теории наибольшее распространение получила концепция цены А. Маршалла, который сделал попытку объединить первые три из перечисленных концепций в одну.

В коротком периоде времени большое значение имеет влияние на нее полезности, а в длительном – издержек производства. Нижней границей цены являются предельные издержки производства. Цена должна быть достаточной, чтобы возместить их.

Формирование рыночной цены А. Маршалл рассматривал в трех периодах времени: мгновенном, краткосрочном и длительном.

В условиях мгновенного периода, когда предложение товаров фиксировано, цена полностью зависит от спроса: чем выше спрос, тем выше цена и наоборот.

Определение цены на основе спроса и предложения имеет противоречие, отмеченное К. Марксом: если спрос определяет предложение, а предложение – спрос и действуют они в противоположных направлениях, то они взаимно уничтожаются и цена должна быть объяснена чем-то другим.

В рыночной экономике цена выполняет три важные функции:

· ориентирующую, которая дает информацию для действий поку­пателей и продавцов;

· стимулирующую, которая способствует наиболее экономичным способам производства и рационализации спроса;

· распределительную, благодаря которой распределяются доходы между участниками рыночной экономики.