ТЕОРИИ ЦЕНЫ

Предположим, равновесная цена товара на рынке составляет 1 долл., и государство вводит дополнительный налог на производителя в размере 50 центов на каждую единицу данного товара. Кривая предложения в этом случае сдвигается вверх на величину налога, и цена товара должна возрасти.

Q Q

D

0,65

D

1,00 1,15

S S

Понятия эластичности спроса и предложения по цене имеют большое практическое значение и для анализа последствий экономической политики государства, в частности, политики налогообложения. Одним из важнейших здесь является вопрос распределения налогового бремени, т.е. кто реально уплачивает тот или иной налог.

С понятием эластичности спроса и предложения связано также понятие гибкости цены, которая может быть определена как величина, обратная эластичности. Она измеряет влияние данного изменения величины спроса и предложения на цену.

Знание эластичности имеет практическое значение для продавцов и покупателей. Так, например, если спрос на товар эластичен, то для продавца, стремящегося увеличить совокупную выручку от продажи товара, выгоднее не повышать, а снижать цены и увеличивать предложение.

Таким образом, чем длительнее временной интервал подстройки параметров спроса и предложения, тем выше эластичность, с одной стороны, а с другой, состояние рынка будет характеризоваться все увеличивающимся равновесным объемом производства товара и снижением равновесного уровня цены до уровня близкого к равновесному, а в пределе может даже достичь его.

Рассмотрим в отдельности каждый временной интервал и изменение эластичности соответствующее изменению длительности временного интервала подстройки спроса и предложения.

Предположим, что спрос на какой-либо товар возрос, а значит график функции спроса сместился из положенияDв положениеD1, тогда в:

1) мгновенном временном интервале(от англ. – instantaneous term): предложениеSIне успевает отреагировать на возникшие изменения спроса, что приводит к возникновению дефицита данного товара на рынке и увеличению его цены до уровняPI, а новое равновесие устанавливается в точкеEI.

2) коротком временном интервале(от англ. – short term): предложение данного товара в некоторой степени уже в состоянии удовлетворить возросший спрос, а значит график предложения сместится в положениеSS, что выразится в увеличении объема производства данного товара доQS, что будет означать увеличение выпуска по сравнению с предыдущим значениемQI, а цена несколько снизится до уровняPSиз-за уменьшения объема дефицита и равновесие рынка установится в точкеES, которое будет уже более близким к начальному равновесному состоянию, с другой стороны предложение станет более эластичным.

3) длительном временном интервале(от англ. – long term): предложение данного товара уже полностью в состояние удовлетворить возросший спрос, что приведет к смещению графика функции предложения в положениеSL,SL1, а в пределе в положение параллельное оси абсцисс. Это будет означать еще большую степень удовлетворения предъявленного на рынке объема спроса на данный товарQL,QL1, что будет характеризоваться ростом объема производства даже по сравнению с первоначальным уровнем и снижением уровня цен до значения близкого к начальному равновесному значениюPL, а в пределе может даже достичь этого значенияPE.

P

D1

P1 D2

D

P2

0 Q 1 Q2 Q

График 6.12. Взаимосвязь совокупной выручки и цены.

Выручка, представленная площадью прямоугольника0P2D2Q2 больше, чем0P1D1Q1.

P S1 P S1

1,35 tax tax

График 6.13. Зависимость распределения налогового бремени от эластичности спроса и предложения.

Если бы увеличение цены в точности соответствовало размеру налога, то это бы означало, что производитель полностью перекладывает уплату налога на покупателя (это возможно в случае нулевой эластичности спроса). На графиках показано, что реальное распределение налогового бремени между продавцом и покупателем зависит от эластичности спроса и предложения. При неэластичном спросе и эластичном предложении (график – 1) цена сильно увеличивается и большую часть налога уплачивает покупатель (в нашем примере 35 центов из общей суммы налога фактически платит покупатель и только 15 центов – производитель). При эластичном спросе и неэластичном предложении (график – 2) повышение цены приводит к тому, что потребители существенно сокращают закупки данного товара, переключая свой спрос на товары-субституты, и производителю уже не удается переложить на покупателя бремя уплаты налога (цена возрастает только на 15 центов, а остальную сумму налога платит сам производитель).

 

В экономической теории существуют различные подходы к определению цены: предельной полезностью, издержками производства, соотношением спроса и предложения, стоимостью.