Как и спрос, предложение зависит от ряда факторов.
Как правило, чем больше накопленного имущества имеют потребители тем в меньшей степени они нуждаются в приобретении товаров в текущий момент времени, а значит не предъявляют своего спроса на товары на рынке, что графически выражается в смещении кривой спроса вверх и влево, и наоборот.
Из сферы действия закона спроса выпадают также новые товары, впервые появившиеся на рынке, и товары, подвергшиеся ажиотажному спросу.
– Потребительские вкусы и предпочтения очень субъективны, и их чрезвычайно сложно учесть, но их изучение позволяет определить общую тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов может повысить спрос на него, что графически выразится в сдвиге кривой спроса вправо, и наоборот снижение спроса сместит кривую вверх и влево.
– Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос.
Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и тем самым увеличивают текущие расходы, и наоборот ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
– Общее число покупателей.
Рост общего числа покупателей вызывает обычно увеличение спроса (например, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на медикаменты), и наоборот.
– Накопленное имущество людей.
Другой элемент рыночного механизма – это предложение.
Предложение – это принципиальное желание и возможность производителя произвести какой-либо товар и его готовность предложить этот товар на рынке при любом из всех возможных уровней цен в течение определенного промежутка времени. Оно также всегда конкретно по величине, времени, месту и цене.
Аналогично спросу, следует различать предложение и объем предложения, который представляет собой количество или объем товара, которое производитель желает и может произвести и предложить к продаже на рынке при каждом из всех возможных уровней цен в течение определенного промежутка времени.
Зависимость объема предложения от цены носит прямой положительный характер и называется законом предложения. Закон предложения может быть выражен с помощью функции предложения:
QSx =f(Px;Px1;…;Pxn;R;T;Tax;N), где
QSx – объем предложения (от англ. quantity of supply) на товар х;
Px – цена (от англ. price) товара х;
Следует отметить, что все прочие кроме цены товарахфакторы, влияющие на спрос, принято называть неценовыми факторами спроса:
Px1;…;Pxn – цены на другие товары: товары субституты(от англ. – substitute goods)товарахи товары комплементарные товарух(от англ. – complementary goods);
R– наличие производственных ресурсов(от англ. – resources);
T– применяемая технология (время)(от англ. – technology);
Tax– налоги и дотации у производителей(от англ. – tax);
N– число продавцов(от англ. – number).
Определяющий фактор предложения – также цена. При условии постоянства всех остальных факторов функция предложения по цене будет иметь вид:QSx =f(Px)
P S
A
B
C
Q
График 6.4. Кривая предложения.