Так существуют, товары, спрос на которые возрастает при снижении дохода, и наоборот товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода.
В первом случае речь идет о товарах первой необходимости получивших название товаров Гиффена. Графически эффект товаров Гиффена выражается в возникновении области перегиба на традиционной функции спроса, в которой нарушается нормальное действие закона спроса. Следует отметить, что перечень таких товаров зависит от национальных особенностей и традиций потребления.
P
Эффект «товаров Гиффена»
D
Q
График 6.3. Эффект товаров Гиффена.
Во втором случае высокие цены делают товары для многих недоступными, поэтому их потребление часто становится престижным, повышает социальный статус покупателя, причем чем выше цена, тем привлекательнее товар, такой эффект получил название товаров Веблена.