Товар В

График 5.4. Оптимальный выбор потребителя.

На графике отражен алгоритм поиска оптимального набора товаров потребителем. Потребитель предпочел бы приобрести набор, принадлежащий кривой безразличияU3, например, наборМ, но ему это недоступно в силу бюджетного ограничения. Он может позволить себе выбрать наборыАилиВна кривой безразличияU1, но они не удовлетворяют условию максимизации полезности. Только набор, соответствующий точкеЕна кривойU2, отвечает двум условиям одновременно. Именно в этой точке соприкасается кривая безразличия с бюджетной линией, т.е. достигается равновесие потребителя, когда он уже не стремится переходить на более высокую кривую безразличия и улучшать соотношение товаров в наборе. Эта точка носит название оптимума потребителя.

Конъюнктура рынка находится в непрерывном движении, поэтому равновесие потребителя, определяемое точкой оптимальности, также меняется в результате колебания его дохода и рыночных цен. Известно, что рост или снижение дохода приводит к сдвигу бюджетной линии:

товар А

А1

А

А2

Е1

Е

Е2 U3

U2

U1 товар В

График 5.5. Изменение дохода и оптимальный выбор потребителя.

Предположим, что доход потребителя вырос. Тогда новые финансовые возможности позволяют потребителю переместиться на новую, более высокую кривую различияА1В1, на которой он отыскивает точку нового оптимумаЕ1, если же у потребителя доход снижается, то бюджетная линия опускается вниз доА2В2, а равновесие перемещается в точкуЕ2.

Соединяя все точки оптимального выбора потребителяЕ,Е1,Е2...Еn, можно получить кривую в виде луча, выходящего из начала координат и отражающего соотношение «доход – потребление». Это соотношение впервые было исследовано немецким статистиком Эрнстом Энгелем (1821-1896), а полученная кривая получила название – кривой Энгеля. Именно по ней движется потребитель при изменении своего дохода.

товар А

Аn

 

А2

К

А1 En

E2

E1