СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ОЛИГОПОЛИИ
Рынок монополистической конкуренции характерен для предприятий розничной торговли, бытового обслуживания, легкой и пищевой промышленности, кинотеатров и т. д.
В условиях монополистической конкуренции объем производства меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние затраты и цена выше, при этом экономическая прибыль сокращается до нуля. Все это можно рассматривать как своеобразную плату за большое разнообразие выпускаемой продукции.
Незначительное изменение цены отдельной фирмой не меняет общей рыночной ситуации. В условиях монополистической конкуренции, как правило, отсутствуют какие-либо ограничения на переход в данную отрасль других производителей и на выход из нее. Более того, приток новых производителей облегчается тем, что фирмы невелики по размерам, а следовательно, требуются небольшие вложения капитала для открытия нового производства.
Дифференциация продукции каждым производителем достигается за счет создания условий постоянной доступности товара для покупателей, повышения качества продукта, разнообразия упаковки, условий продаж, выгодного месторасположение магазина, высокого уровня сервиса, рекламы, торговых знаков и марок и т.п. В результате каждый производитель, с одной стороны, обладает монополией на свой дифференцированный продукт, а с другой стороны, подвергается конкуренции со стороны производителей, изготовляющих товары-заменители.
РЫНОК МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Учитывая эти обстоятельства, государство старается противостоять монополизации экономики, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством достижения этого служит антимонопольное законодательство, позволяющее поддерживать государству равновесие между конкуренцией и монополией.
Положительная сторона заключается в том, что продукция монополистических компаний отличается, как правило, высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
Отрицательный эффект состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия в долгосрочном временном интервале теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
Монополистическая конкуренция – структура рынка, для которой характерна неценовая конкуренция, действующих на рынке в большом количестве продавцов и покупателей сопровождающаяся дифференциацией выпускаемой продукции.
В современных условиях понятие монополии распространяется не только на чистую монополию с единственным продавцом или покупателем, но и на более сложную структуру – олигополию, под которой понимаются совместные действия по установлению контроля над ценой на рынке нескольких крупных фирм.
Олигополии присущи следующие основные черты:
· небольшое количество, в пределах одного или двух десятков, продавцов на рынке, так как вступление фирм в рынок возможно, но существенно затруднено;
· контроль над ценами не носит всеобъемлющего характера, но он весьма существенен. Цены устанавливаются на основе принципа лидерства;
· конкуренция внутри олигополии носит преимущественно неценовой характер. Фирмы конкурируют на основе технического превосходства, качества и надежности товаров, маркетинговых услуг, гарантийного обслуживания.
Различают два типа олигополии: чистую и дифференцированную. Первый тип олигополии образуют фирмы, производящие однородный продукт (нефть, сталь, цемент и т.д.), второй – дифференцированную продукцию (автомобили, металлообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое оборудование и т.д.). При этом рынок того или иного товара может быть более или менее равномерно распределён между несколькими крупными олигополистами (симметричная олигополия), но могут иметь место и другие варианты олигополистических структур. Например, отрасль может быть представлена одним очень крупным производителем и большим количеством мелких и средних фирм (асимметричная олигополия). В случае симметричной олигополии согласование рыночной политики упрощается, а во втором случае оно заметно усложнено, здесь больше вероятность острой конкурентной борьбы.
Олигополия также имеет еще две разновидности: если на рынке всего лишь два конкурента, то такой частный случай олигополии называется дуополией. Зеркальным отражением олигополии является олигопсония – рыночная структура, предполагающая на стороне спроса несколько покупателей.