Экономическая роль монополии носит двойственный характер.

Ситуации, максимально приближенные к модели чистой монополии, чаще встречаются не на национальном, а на местных рынках, так, например, в крупных городах существует только один метрополитен и т.д.

Понятно, что в реальной действительности такое сочетание признаков практически не достижимо, реальные рыночные структуры могут в большей или меньшей степени соответствовать этой идеальной модели, но не совпадать с ней.

Единственный производитель сам определяет рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи.

Доступ новых производителей в данную отрасль закрыт барьерами, как естественного, так и искусственного характера;

Существует единственный производитель данного товара, который олицетворяет собой отрасль;

2. производимая продукция уникальна в том смысле, что она не имеет близких заменителей – товаров-субститутов;

Важнейший признак любой монополии – получение сверхдохода (ренты). Это может быть достигнуто посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке, что приводит к формированию монопольной цены, обеспечивающей прибыль сверх нормальной. Для ее возникновения и последующего присвоения фирмы стремятся специально создавать необходимые условия. В итоге наряду с естественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счет специальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний, поглощений фирм, раздела рынков и др.

Монополии, возникшие путем слияния нескольких компаний, имеют следующие организационные формы:

· Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции, разделе рынков сбыта, условиях продаж, ценах, сроках и формах расчетов, предполагающее при этом сохранение производственной и коммерческой самостоятельности объединяющихся фирм.

· Синдикат – картельное соглашение нескольких фирм с целью организации совместного сбыта продукции, через единую торговую сеть, при сохранении производственной и юридической самостоятельности, но с утратой коммерческой независимости. Как правило, синдикаты создаются компаниями, производящими однородную продукцию.

· Трест – монопольное объединение предприятий на основе создания единой собственности, производства, и сбыта продукции входящих в нее фирм, при котором все его участники полностью утрачивают свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность. Для треста характерно объединение предприятий, не только производящих однородную продукцию, но связанных между собой технологическим циклом производства.

· Концерн – объединение многих промышленных, финансовых и торговых предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных единому финансовому контролю всех входящих в нее фирм разных отраслей, с руководством господствующей в объединении группы.

· Конгломерат – форма монопольного объединения, при котором под единым финансовым контролем сосредоточены компании разных отраслей, не имеющие между собой производственной и технологической связи.

Помимо перечисленных разновидностей монопольных объединений, распространенной и устойчивой является искусственная монополия, возникающая на базе обладания патентами, авторскими правами и лицензиями, полученными от правительства, а также собственности на все предложения какого-либо производственного ресурса. Зарегистрировав патент на ту или иную техническую новинку, или получив лицензию, фирма получает исключительное право производить и продавать новый товар и исключает возможность вмешательства конкурентов на определенный период.

Действуют и корпоративные монополии. Возникнув в конкурентной борьбе, они представлены, как правило, предприятиями, оснащенными современной техникой с низкими издержками производства. Для них характерна высокая эффективность производства.

Конкуренция может отсутствовать не только на стороне продавцов в виде монопольного предложения, но и на стороне спроса, когда единственный покупатель диктует объем продаж и цену. Такая разновидность монополии называется монопсонией.

В случае, когда монополист на рынке встречается с монопсонистом, возникает так называемая двусторонняя монополия.