Внешние эффекты теории Коуза

Внешние эффекты или экстерналии — это издержки или выгоды от рыночных сде­лок, не получившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не только участвующих в данной операции эко­номических агентов, но и третьих лиц. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показы­вают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):

МSС = МРС + МЕС,

где МSС —предельные общественные издержки (marginal social costs);

МРС — предельные частные издержки (marginal private costs);

МЕС — предельные внешние издержки (marginal external costs).

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки для других. Например, целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства бумаги Q. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет затрат на очистку, его МРС на каждую дополнительную тонну выпуска оказываются ниже MSC. При этом количество выпускаемой продукции Q1 превышает общественно целесообразный объем выпуска Q2 (рис. 8.2.). Рыночное равновесие устанавлива­ется в точке Е1, где цена Р1 покрывает лишь частные издержки производителя МРС, но не общественные издержки MSC. Площадь треугольника АЕ2Е1 отражает стоимость ущерба, наносимого окружающей среде, которая не включена в цену Р1.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:

МSВ = МРВ + МЕВ,

где МSВ — предельные общественные выгоды (marginal social benefits);

МРВ — предельные частные выгоды (marginal private benefits);

МЕВ — предельные внешние выгоды (marginal external benefits).

 

 
 

 

Рис. 8.2. Отрицательный внешний эффект

Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако, принимая решение о получении образования, гражданин вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Рациональный потребитель соотносит свои частные затраты на образование с частными же выгодами, которые будут им получены. Неудивительно поэтому, что инвестиции в человеческий капитал оказываются ниже оптимальных для общества (рис. 8.3). Рыночное равновесие устанавливается в точке E1 пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = МSС.

Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересе­чения предельных социальных выгод и издержек, т.е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ1Е2. Таким образом, несмотря на наличие положительного внешнего эффекта, экономическое благо (образование) продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место его недопроизводство.

 
 

Для того чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг сотрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.

Трансформация может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (или соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). Инструментами такого регулирования могут быть корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог — это налог на выпуск эко­номических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффек­тами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В нашем примере с целлюлозно-бумажным комбинатом налог (tах-Т), равный предельным внешним издержкам Т = МЕС, мог бы приблизить рыночное равновесие к эффективному в точке Е2, где МSВ = МSС.

Корректирующая субсидия — это субсидия производителям или потребителям экономических благ c положительными внешними эффектами, которая позво­ляет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В случае с обучением корректирующая субсидия, равная предель­ным внешним выгодам (Sв = МЕВ), могла быть предоставлена студен­там, что повысило бы их спрос на услуги образовательных учреждений до точки Е2 (рис. 8.3), где МSВ = МSС.

Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы внешних эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды, которые опреде­ляются юридическими разбирательствами. Во-вторых, корректирующие налоги, которые платят производители благ с отрицательными внешними эффектами, не всегда используются рационально. Это предопределило принципиально новые пути решения проблемы. Они связаны прежде всего с работами Р. Коуза.

Согласно теореме Коуза положительные и отрицательные побочные результаты не требуют государственного вмешательства в тех ситуациях, когда: 1) четко определены права собственности; 2) вовлечено небольшое число людей; 3) стоимость сделки слишком мала. В таких обстоятельствах роль государства должна сводиться к поощрению соглашения между заинтересованными лицами. Соглашение между ними дает им возможность найти приемлемое решение проблемы побочных результатов путем переговоров.