Общественные блага

 

Общееравновесие возникает в результате взаимо­действия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках. В этом взаимодействии на передний план выходят взаимозависимость (взаимодополняемость и взаимозаменяемость) различных товаров. Поэтому простейший анализ должен включать как минимум четыре этапа: 1) первичное изменение; 2) рынки заменяющих товаров; 3) рынок дополняющих товаров; 4) эффект обратной связи.

Рассмотрим условный пример с ростом цен на автомобили. Допустим, что цена на автомобиль поднялась с 7000 до 10 000 долл. Это вызовет снижение продаж с 20 млн автомобилей в год до 15 млн (рис. 8.1, а).

Падение спроса на автомобили отразится на спросе на бензин. Он сократится, и объем продаж снизится с 12 млн до 10 млн литров в день. Это приведет к падению цены бензина с 50 до 40 центов за 1 л (рис. 8.1,б).

Рост цен на автомобили заставит многих отказаться от покупки нового автомобиля и обратить внимание на товары-заменители. Не исключено, что высокая цена на автомобиль расширит спрос на мотоциклы, а также заставит дольше эксплуатировать старые машины. Допустим, спрос на мотоциклы возрастет и объем их реализации увеличится с 50 млн до 60 млн мотоциклов в год (рис. 8.1, в).

 
 

           
   
S1
 
   
б
 
а
 


Это поднимет цену мотоцикла в среднем с 1000 до 1100 долл.

в
г
 
 

Более длительное использование старых автомобилей приведет к росту цены услуг по ремонту вследствие увеличения спроса на такие услуги. Их число возрастет со 100 млн до 120 млн в год, а цена на них в среднем поднимется с 400 до 500 долл. (рис. 8.1, г).

В результате более широкого использования старых автомобилей и расширения спроса на мотоциклы спрос на новые автомобили упадет до 12 млн в год. Это заставит производителей снизить цену с 10 000 до 8000 долл. (рис. 8.1, а). Естественно, такое изменение равновесной цены вызовет новую реакцию на рынках взаимодополняющих и взаимозаменяющих това­ров, которая приведет к установлению новых равновесных цен и объемов на всех рынках.

В нашем примере проанализирована взаимосвязь лишь четырех рынков. В действительности структура подобных взаимосвязей значительно сложнее. Однако даже приведенный условный пример наглядно показывает, что равновесные цены и количества определя­ются с учетомэффекта обратной связи, отражающего изменение частичного равновесия на данном рынке в результате изме­нений, возникших на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке.

Анализ общего равновесия показал, что уменьшение предложения и соответствующий рост цен на некотором рынке приводят к падению спроса на дополняющие товары и его росту на товары-субституты.

Первым, кто попытался описать экономическое равновесие с помощью системы уравнений, был швейцарский экономист Леон Вальрас (1834—1910). В рыночной экономике цены предопределяют объем выпускаемой продукции, а объем выпуска в значительной степени определяет цены. Цены потребительских товаров и услуг зависят от цен ресурсов. А цены ресурсов — от цен потребительских благ, на которые существует платежеспособный спрос. Взаимосвязь товарных рынков может быть записана системой уравнений.

Возьмем, например, компьютеры. Количество проданных компь­ютеров зависит от цен всех других товаров. Если в стране продается и покупается 10000 различных товаров и услуг, а компьютеры занимают 13-ю позицию в этом списке, то спрос на 13-й товар:

Q13=D13(Р1,Р2,..., Р10000,А, М),

где Q13 — количество проданных компьютеров;D13 — функция спроса на компьютеры; Р1, Р2,... , Р10 000 — цены остальных 10000 товаров и услуг; А — показатель реальных активов, отражающий богатство стра­ны; М — запас наличных денег.

Предложение 13-го товара: Q13=S13 (Р1,Р2,..., Р10000,А, М).

Аналогично мы можем получить систему уравнений для всех

10 000 товаров:

D 1 (Р1Р2,...,Р10 000, А, М)=S1(Р1, Р2,...,Р10 000,А, М);

D 2 (Р1, Р2,...,Р10 000, А, М)=S2 (Р1, Р2,..., Р10 000, А, М);

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

D 10 000 (Р1, Р2,..., Р10 000, А, М) = S 10 000 (Р1, Р2,... Р10 000, А, М).

Если известны А и М, то число уравнений равно числу неизвестных. Подставив реальные значения цен, в результате решения получаем количества обмениваемых товаров и услуг.