Тема 3. Рыночный механизм и его элементы.

Сущность рыночного механизма может быть раскрыта через анализ следующих экономических категорий:

Спрос – это желание и возможность купить товар потребителем по данной цене и в данное время.

Цена– денежное выражение стоимости товара.

Кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести потребители по разным ценам в данный момент времени. В общем виде Qd=f(P), где Qd -- величина спроса, P – цена. Кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса(рис 2). Чем ниже цена товара, тем больше объем спроса (при прочих равных условиях), больше товаров готовы купить потребители, а чем цена выше, тем ниже объем спроса (при прочих равных условиях), меньше товаров готовы купить потребители.

Если цена остается неизменной, а изменяется один из прочих факторов, то изменяется сам спрос (график спроса передвигается вверх или вниз). Факторами, влияющими на изменение спроса являются: изменение цен на товары-заменители (субституты); на товары-дополнители (комплименты); изменение величины доходов, предпочтений (в моде, сезонности…) изменения в ожиданиях.

Предложение – это желание и возможность продать произведенный товар по данной цене в данное время.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара (объемом предложения) называется законом предложения. Эта зависимость может быть изображена графически (рис. 3).

Q
Рис. 3. Функция предложения
Кривая предложения показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. Она имеет положительный наклон, что отражает желание производителя продать большее количество благ по более высокой цене и меньшее – по низкой цене: Qs=f(P) (рис. 3).

Проанализированные выше функции спроса и предложения характеризуют каждая свою отдельную сторону рынка данного товара.

Если цена остается неизменной, а изменяется один из прочих факторов, то изменяется само предложение (график предложения двигается вверх или вниз). Факторами, влияющими на изменение предложения являются: изменение цен на ресурсы, ставок налогов, величины дотаций и субсидий, изменения в ожиданиях, в НТП (технологиях, производительности труда) и т.д.

Для того чтобы понять, как устанавливается рыночная равновесная цена необходимо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Она находится на пересечении кривых спроса и предложения, в точке Е и отражает совпадение интересов потребителя и производителя (рис. 4).

Рис. 4. Равновесная цена
Избыток предложения – ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса. Такая ситуация возникает, когда существующая цена превышает цену равновесия.

Избыток спроса -- ситуация, в которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения. Избыток спроса возникает, когда существующая цена ниже цены равновесия. Рынок автоматически способствует формированию равновесной цены.