Понятие и структура рынка
Эффективность экономики
Модели экономических систем
Структура ранка.
Понятие и структура рынка
Лекция 2. Рынок и его структура, модели экономических систем
Рынокявляется формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ
Рынок – это саморегулирующая система воспроизводства, все звенья которой работают под воздействием закона спроса и предложения.
К основным элементам рынка относятся:
спрос;
предложение;
цена.
Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.
Условия возникновения рынка:
1. общественное разделение труда и специализация;
2. экономическое обособление субъектов хозяйствования;
3. свободный обмен ресурсами и товарами путем товарно-денежных отношений;
4. наличие предмета сделки.
Существование рынка, рыночных отношений предполагает наличие носителей последних, т.е. их субъектов. Субъекты рынка:
домашние хозяйства;
фирмы;
государство.
На рынке продаются и покупаются товары или услуги. Под товаром понимают продукт как результат производства, который предназначен для обмена или продажи.
Под услугой, в отличие от товара, понимают деятельность (стрижка волос, удаление аппендицита и т. д.). Оказание услуги и ее потребление происходят одновременно как удовлетворение потребности.
Функции рынка
1. Регулирующая — рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
2. Стимулирующая — по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.
3. Информационная — дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
4. Посредническая — в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
5. Санирующая — ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
6. Социальная — рынок дифференцирует доходы участников рынка.