Лекция. Модель поведения предприятия в условиях несовершенной конкуренции: чистая монополия

 

Цель лекциипроанализировать факторы, определяющие выбор монополистом объема производства, максимизирующего прибыль; исследовать, как монополист извлекает максимально возможную прибыль в краткосрочном и долгосрочном плане.

Вопросы:

1. Максимизация прибыли монопольными фирмами. Монопольное равновесие в краткосрочном периоде.

2. Долгосрочное монопольное равновесие. Монопольное предложение.

3. Последствия поглощения монополией конкурентной отрасли. Социальная цена монополии.

4. Ценовая дискриминация. Совершенная ценовая дискриминация.

 

Приступая к рассмотрению первого вопроса, лектор должен обратить внимание студентов на то, что этой темой начинается анализ поведения фирм в условиях несовершенных рыночных структур: монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Монополия - это рынок только одного продавца и множества покупателей.

Так как монополист является единственным производителем товара, кривая рыночного спроса показывает цену, получаемую монополистом за каждую предлагаемую на продажу единицу товара. Необходимо пояснить, как монополист может выиграть от контроля над ценами, и как различаются цена и количество производимого товара, обеспечивающие получение максимальной прибыли,на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции.

Важно подчеркнуть, что предельный доход монополиста всегда меньше цены его товара. Это связано с тем, что кривая спроса на продукт монополиста имеет отрицательный наклон, в отличие от конкурентной фирмы, для которой кривая спроса – горизонтальная линия. Для доказательства данного положения следует использовать соотношения, характеризующее взаимосвязь между ценой, предельным доходом и наклоном кривой спроса, которое связывает предельный доход с эластичностью спроса по цене и выражается следующим соотношением.

MR = P * (1 + 1 / ED).

Ключевым моментом первого вопроса является определение объема производства, который обеспечивает монополисту получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде. Вспомним, что конкурентная фирма выбирает объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом правило максимизации прибыли монополией и конкурентной фирмой схожи. Однако между ними существует важное различие: предельный доход конкурентной фирмы равен цене, в то время как предельный доход монополии меньше цены: для конкурентной фирмы: P = MR = MC; для монополии: P > MR = MC. Таким образом, важное различие между конкурентными и монопольными фирмами заключается в том, что на конкурентных рынках цена товара равна предельным издержкам; на монополизированных рынках цена товара превышает предельные издержки.

Рассмотрев на графике модель краткосрочного равновесия монополии, делаем вывод: монопольное краткосрочное равновесие устанавливается тогда, когда монополия максимизирует прибыль, выбирая такой объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Перед рассмотрением второго вопроса лектор должен отметить, что монополия в долгосрочном периоде может удерживать отрасль от проникновения в нее новых фирм с помощью особых ограничителей – входных барьеров. Целесообразно поставить перед студентами вопрос о том, какие входные барьеры используют современные монополии?

Рассмотрев условие долгосрочного монопольного равновесия, следует предложить студентам построить кривую предложения для монополии. Убедившись в невозможности такого построения, объяснить студентам, что для монополиста нельзя определить кривую предложения, поскольку с каждым возможным количеством предлагаемого товара можно связать две или более цены. И наоборот, две или более величины объема производства могут быть связаны одной ценой, в зависимости от того, насколько меняется ценовая эластичность спроса, когда происходит его изменение.

Третий вопросследует излагать, опираясь на реальные экономические процессы, связанные с поглощением конкурентных фирм. Студентам следует предложить дать оценку результатов таких поглощений для фирм и потребителей их продукции. Построив модель, в которой сравниваются условия совершенной конкуренции и монополии, делаются выводы: в результате поглощения монополией конкурентной отрасли, во-первых, монопольная цена превышает цену, которая существует при совершенной конкуренции, а монопольный объем производства меньше, чем объем производства при конкурентном равновесии. Монопольное поглощение независимых фирм, следовательно, приводит к перераспределению доходов от потребителей к владельцам монополий. Во-вторых, монополия получает положительную экономическую прибыль, назначая цену, которая превосходит долгосрочные минимальные средние издержки, в то время как конкурентные фирмы в равновесии имеют нулевую экономическую прибыль.

В качестве самостоятельной работы следует предложить студентам порассуждать над тем, какие издержки несет, и какие выгоды получает общество от существования монополии и тем самым подвести их к вопросу о социальной цене монополии.

Переходя к четвертому вопросу,следует обратить внимание студентов на то, что монополии очень часто прибегают к ценовой дискриминации покупателей их продукции и предложить привести примеры из практики, когда они сталкивались с такой дискриминацией. Затем необходимо показать условия, при которых возможна ценовая дискриминация. Как отмечает Уильямсон О.И.: «…проблема здесь состоит, во-первых, в установлении различия в эластичности спроса и, во-вторых, в организации продажи таким образом, чтобы исключить перепродажу»[1].

Монополии занимаются ценовой дискриминацией, когда они могут с ее помощью увеличить свои прибыли. Ситуация, когда монополист устанавливает каждому покупателю разную цену, называется совершенной ценовой дискриминацией. Со студентами следует рассмотреть графическую модель, которая позволяет наглядно продемонстрировать, каким образом монополист, осуществляя совершенную ценовую дискриминацию, может забирать себе весь выигрыш потребителей, назначая каждому максимальную цену, которую потребитель готов заплатить.

Завершить лекцию следует обобщением особенностей поведения монополиста на рынке, условий краткосрочного и долгосрочного равновесия и выводом о том, что монополия - это форма организации рынка, прямо противоположная совершенной конкуренции.

Литература:

1. Авдашева С., Розанова М. Теория организации отраслевых рынков. – М.: Магистр, 1998.

2. Буянова М.Э., Тимофеева Г.В. Основы микроэкономического анализа: учебно-методическое пособие / М.Э. Буянова, Г.В. Тимофеева. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 107-128.

3. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 374-414.

4. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Экономика, 1986.

5. Стиглер Дж. Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

6. Уильямсон О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

7. Хикс Дж. Р. Годовой обзор экономической теории: теория монополии. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

8. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: Инфра-М, 1997.

9. Kantarelis D. Theories of the Firm. Second Edition. Published and typeset in the UK by Inderscience Enterprises Ltd, 2007. – P. 60-69.