Лекция. Введение в экономическую теорию
Методические указания преподавателям по основным темам курса
Цель первой лекции – пробудить интерес у студентов к дисциплине «Микроэкономика». Следует обратить их внимание на то, что микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения: например, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и доходов; каким образом фирмы планируют численность работников и как работники решают, где и сколько им необходимо работать. Такая постановка вопроса заставит их задуматься над мотивациями и условиями, оказывающими влияние на ход хозяйственной деятельности и понять, что изучает микроэкономика. Важным разделом вводной лекции является также изучение методов микроэкономики. Здесь следует обратить внимание студентов на различия между нормативной и позитивной экономикой; раскрыть содержание таких понятий, как принципы, законы, модели и выявить логические ошибки, возможные в научном анализе при обобщении фактов и познании явлений.
Для выяснения особенностей учебного курса по сравнению с другими курсами по экономике данная лекция включает следующие вопросы:
1. Микроэкономика – наука о принятии решений. Предмет микроэкономики. Эволюция предмета экономической теории.
2. Метод микроэкономики. Методы и инструменты экономического анализа. Позитивная и нормативная экономика. Экономические модели.
При изложении первого вопроса следует обратить внимание на то, что экономическая наука подразделяется на две области: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика рассматривает деятельность экономических субъектов. К ним относятся потребители, работники, инвесторы, землевладельцы, фирмы, т.е. практически любой индивидуум или хозяйственный субъект, который играет какую-либо роль в функционировании экономики. Другой важной проблемой микроэкономики является взаимодействие экономических субъектов в процессе образования более крупных структур - рынков и отраслей производства. Изучая деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика показывает, как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, почему они отличаются друг от друга, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия на мировом рынке.
В отличие от этого макроэкономика, другой важнейший раздел экономической науки, оперирует агрегированными экономическими показателями, такими, как объем производства и темп его роста в стране, ставки процента, безработица и инфляция.
Во втором вопросе следует акцентировать внимание на методах и приемах, с помощью которых изучаются мотивации и условия, оказывающие влияние на ход хозяйственной деятельности, и разъяснить содержание таких понятий, как принципы, законы, модели. Студенты могут в ходе лекции сформулировать преимущества и недостатки используемых приемов микроэкономического анализа.
Вывод, к которому должны придти студенты вместе с преподавателем в ходе лекции состоит в том, что границы между макро- и микроэкономикой в последние годы все больше размываются. Причина заключается в том, что макроэкономика также занимается анализом рынков, например совокупных рынков товаров и услуг, рабочей силы и ценных бумаг. Чтобы понять, как действуют совокупные рынки, надо сначала изучить поведение фирм, потребителей, работников и инвесторов, которые участвуют в функционировании этих рынков. Таким образом, специалисты по макроэкономике уделяют все большее внимание микроэкономическим основаниям агрегированных экономических явлений, и значительная часть макроэкономики на самом деле является развитием микроэкономического анализа.
В заключение необходимо сделать вывод о том, что изучение микроэкономики позволяет рассматривать хозяйственные явления, происходящие в реальной жизни и не только объяснять, но и прогнозировать тенденции их развития, учитывая влияние внешней среды.
Литература:
1. Буянова М.Э., Тимофеева Г.В. Основы микроэкономического анализа: учебно-методическое пособие / М.Э. Буянова, Г.В. Тимофеева. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 5 – 15.
2. Австрийская школа в политической экономии. - М.: Экономика, 1992.
3. Джевонс, У. Об общей экономической теории политической экономии / У. Джевонс // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1993. (Серия «Вехи экономической мысли»).
4. Ивашковский, С.Н. Микроэкономика Учебник. / С.Н. Ивашковский. - М., 1998. - Гл.1, 2.
5. Маршалл, А. Принципы экономической науки. В 3-х т. Пер. с англ. / А. Маршалл / - М.: Прогресс, 1993 (Т.1), 1994 (Т. 2-3).
6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для Вузов / Р.М. Нуреев. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА М, 2000. - Гл. 1, 2.
7. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. - М.: Экономика, Дело, 2000. - Гл.1.
8. Ходжсон, Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с англ. / Дж. Ходжсон. - М.: Дело, 2003. - С. 120-154.