Общие указания

Учебно-методическое обеспечение курса

Пояснительная записка (методические указания)

Требования к студентам: исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины

Лекционный курс основывается на общеэкономических знаниях, полученных в школе, и экономической практике.

Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности; место и роль данной дисциплины, как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования; учебные задачи дисциплины (в результате изучения дисциплины студент должен: знать, уметь, иметь представление, обладать навыками);

 

Основной целью преподавания данной дисциплины является формирование у студентов глубокого понимания принципов экономики, в частности, относительно принятия индивидуальных решений, как потребителями, так и производителями, в рамках единой экономической системы, а также представлений о поведении различных экономических субъектов (потребителей, производителей) в рыночном хозяйстве и о том, как данные субъекты делают выбор в условиях ограниченности ресурсов.

Особое внимание уделяется природе и функциям товарных рынков, анализу рынков факторов производства и роли правительства в достижении большей эффективности и равенства в экономике.

Дисциплина «Микроэкономика» является базовой для изучения курса специальных дисциплин и дисциплин специализаций для бакалавров и специалистов, выбравших один из профилей специальности «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Маркетинг».

Курс «Микроэкономика» разработан в соответствии с требованием ГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров «Экономика», специальностей «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Маркетинг» и выступает как базовый теоретический курс, в котором анализируются экономические отношения на микроуровне между основными субъектами рыночного хозяйства: фирмами, домашними хозяйствами. Теория микроэкономики объясняет, как и почему принимаются те или иные решения на микроуровне и какие факторы влияют на выбор конкретного решения экономическим субъектом. Микроэкономика подробно анализирует также экономические взаимоотношения субъектов в процессе образования различных рынков.

Объясняется необходимость принятия решений, которая связана с задачей выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих между собой целях. Данные решения обеспечивают функционирование экономики. Микроэкономика изучает эти решения и то, какие факторы оказывают на них влияние, прежде всего - это цены, а также какую роль играют в развитии экономики различные экономические и социальные институты (правительство, рынок, семья).

Методика микроэкономики основывается на: применение теории, которая может (упрощенно) помочь объяснить действия отдельных экономических субъектов и сделать соответствующий прогноз на будущее; моделировании, которое позволяет исследовать экономические явления путем построения и изучения моделей.

Успешное овладение дисциплиной «Микроэкономика» позволит разобраться в содержании специальных дисциплин: Бухгалтерский учет”, “Налоговая система”, “Экономика предприятия”, "Ценообразование", а также спецкурс “Математические методы в экономике”.

Студент, успешно освоивший данную дисциплину, должен знать: что представляет собой экономическая система, экономическая модель, экономическая рациональность; как строятся основные микроэкономические модели (модель потребительского выбора, модель производственного выбора и др.); основные термины и понятия микроэкономической теории (MRS, MRTS, AP, MP, TP, МИ и др.);

должен уметь: строить графики экономических моделей; рассчитывать основные микроэкономические показатели.

 

Формы работы студентов: семинарские, лабораторные или практические занятия, написание курсовых работ, эссе, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ;

В курсе используются классические и инновационные методы проведения занятий: лекции (4 часа в неделю); семинары (2 часа в неделю, обсуждаются основные проблемы, сформулированные в домашних заданиях, выполняются кейсы); письменные домашние задания (1 раз в неделю, проверяются и оцениваются преподавателями); написание эссе (1 за семестр, проверяется преподавателями); консультации преподавателей; самостоятельная подготовка.

Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на семинаре.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваиваются студентами.

Семинарские занятия включают в себя и специально подготовленные доклады, выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателям или избрана самим студентом. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.