Лекция. Модель поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции

(проф. Тимофеева Г.В.)

Цельлекцииопределить особенности поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции и на основе предельного анализа сформулировать условия максимизации прибыли конкурентной фирмой; изучить теорию краткосрочного предложения.

Вопросы:

1. Конкурентная фирма. Показатели дохода и прибыли конкурентной фирмы.

2. Предельный анализ максимизации прибыли конкурентной фирмой.

3. Работа конкурентной фирмы на уровне самоокупаемости. Условие минимизации потерь. Условие прекращения фирмой производства в краткосрочном периоде.

4. Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы. Ценовая эластичность предложения.

 

Прежде всего, при изложении первого вопросастудентам необходимо напомнить, что кривые издержек, рассмотренные в предыдущей теме, описывают минимальные издержки, при которых фирма может выпускать различные объемы продукции. Зная их, мы можем теперь обратиться к решению основной проблемы, стоящей перед любой фирмой: какой объем продукции следует выпускать? Лектор акцентирует внимание аудитории, что в данной теме речь пойдет о том, как в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает оптимальный объем производства, который позволяет ей получить максимальную прибыль. В условиях совершенной конкуренции все фирмы выпускают одинаковую продукцию и каждая фирма столь мала по отношению ко всей отрасли, что ее решения в области производства не влияют на рыночную цену. Новые фирмы могут легко войти в отрасль, если предвидят возможность получения прибыли, а действовавшие ранее могут выйти из нее, если начинают терпеть убытки.

Объяснение необходимо начинать с того, почему обоснованно предположение, что фирмы максимизируют прибыль. Неоклассическая теория фирмы основывается на принципе получения максимальной прибыли. Однако нет оснований считать, что все фирмы преследуют одинаковую цель. Более того, в действительности фирмы ставят перед собой несколько целей, которых они стремятся достичь, выстроив их в определенной последовательности. Однако в неоклассическом экономическом анализе теория фирмы построена на предположении о стремлении фирмы, производящей один продукт, максимизировать общую сумму прибыли.

Прибыль – это разница между валовым доходом (TR) и совокупными издержками (TС), рассчитывается по формуле: Прибыль = TR – TC.Валовой (общий) доход – это цена проданного товара (P), умноженная на объем продаж (Q), рассчитывается по формуле: TR = P * Q.

Необходимо различать понятия «экономическая прибыль» и «бухгалтерская прибыль», а также напомнить студентам, что понимается под нормальной прибылью.

Во втором вопросеследует пояснить, что конкурентная фирма, как уже отмечалось, не может влиять на цену, следовательно, она может изменять свой доход, только изменяя объем продаж и будет стремиться выбрать такой объем выпуска, который обеспечит ей максимум прибыли. Важно объяснить студентам, почему кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы с точки зрения фирмы выглядит как горизонтальная прямая, что связано с невозможностью влиять на цену.

Далее, необходимо дать понятие предельного дохода и провести предельный анализ, позволяющий выяснить условия, при которых конкурентная фирма может получить максимальную прибыль. Предельный доход (MR) от реализации продукции – это изменение в доходе, обусловленное продажей одной дополнительной единицы товара. Рассчитывается по формуле: MR = DTR / DQ

Пока предельный доход больше предельных издержек – предельная прибыль положительна, и общая прибыль растет, и наоборот. Максимального значения прибыль достигает тогда, когда предельный доход становится равным предельным издержкам. Таким образом, предельным условием для фирмы, максимизирующей прибыль и производящий один продукт, является равенство предельного дохода и предельных издержек: MR = MC«золотое правило максимизации прибыли». Это правило максимизации прибыли применимо для фирм, работающих в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, и потому получило такое красивое название.

Следует обратить внимание студентов на то, что поскольку для конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, максимум прибыли для такой фирмы получается тогда, когда предельные издержки сравниваются с рыночной ценой: MR = P = MC – правило максимизации прибыли для конкурентной фирмы.

При рассмотрении третьего вопросаважно акцентировать внимание аудитории на то, что изменение цены на продукт совершенно-конкурентной фирмы ведет к изменению объема производимой продукции и размера получаемой прибыли: от работы на уровне самоокупаемости, когда цена равна минимальным средним издержкам до прекращения деятельности фирмы, когда цена становится ниже минимальных средних переменных издержек.

В краткосрочном периоде фирма, терпящая убытки, не всегда прекращает производство потому, что рассчитывает на получение прибыли в будущем с ростом цены продукции или снижением издержек производства. Фактически перед фирмой стоит двоякий выбор – она может производить некоторое количество продукции или временно прекратить производство. Необходимо определить условия, при которых конкурентная фирма, терпящая убытки, может продолжать свою деятельность: TR > VC, следовательно, P > AVC.

Таким образом, конкурентная фирма не выпускает продукции, если цена меньше минимальных средних переменных издержек. Когда же фирма производит продукцию, она максимизирует прибыль, выбирая такой объем производства, при котором цена равна предельным издержкам. При этом объеме выпуска прибыль положительна, если цена выше средних издержек. В краткосрочном периоде фирма может работать с убытками. Однако, если фирма ожидает убытков и в долгосрочном периоде, она прекратит производство.

В четвертом вопросемы увидим, как на основании выбора объема производства отдельными фирмами создается кривая предложения целой отрасли. Вначале рассмотрим, как строится кривая предложения отдельной конкурентной фирмы. Кривая предложения характеризует взаимосвязь между ценой и количеством предлагаемого товара. Конкурентная фирма для максимизации прибыли увеличивает производство продукции до тех пор, пока цена не станет равной предельным издержкам. Следовательно, кривая предельных издержек отражает взаимосвязь между ценой и количеством поставляемой продукции. В то же время цена, которую фирма получает за свой продукт, должна превышать минимальные средние переменные издержки, иначе фирма прекратит операции. Количество продукции, поставляемое фирмой при любой цене, меньше средних переменных издержек, будет нулевым. Таким образом, краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы – это часть кривой предельных издержек, расположенная выше минимальной точки на кривой средних переменных издержек.

Объединив кривые предложения отдельных фирм, получим кривую совокупного предложения отрасли. Кривая рыночного предложения отражает суммарный объем продукции, поставляемый всеми фирмами, предлагающими стандартизированный продукт на рынок при любой возможной цене. Факторами, определяющими рыночное предложение, являются: количество фирм в отрасли; средний размер фирмы в отрасли, измеренный количеством применяемых постоянных факторов производства (например, средним размером заводов или производственной мощностью); цены переменных ресурсов, используемых фирмами в отрасли; технология, применяемая в отрасли.

Кривые предложения могут использоваться для измерения ценовой эластичности предложения. Ценовая эластичность предложения – это мера чувствительности объема поставляемой фирмами продукции к изменениям в цене. Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает процент изменения объема продукции в результате изменения рыночной цены на один процент. Необходимо показать на графиках особенности определения ценовой эластичности предложения для линейных и нелинейных функций предложения.

Завершить лекцию следует анализом выигрыша производителя и показать как его размер зависит от изменения цены на продукцию конкурентной фирмы.

Литература:

1. Буянова М.Э., Тимофеева Г.В. Основы микроэкономического анализа: учебно-методическое пособие / М.Э. Буянова, Г.В. Тимофеева. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 69-91.

2. Коуз Р. Природа фирмы. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

3. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

4. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 224-269.

5. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: Инфра-М, 1997.

6. Kantarelis D. Theories of the Firm. Second Edition. Published and typeset in the UK by Inderscience Enterprises Ltd, 2007. – P. 42-59.

 

Лекция. Модель поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Теория долгосрочного равновесия (Часть 2) (проф. Тимофеева Г.В.)

Цель лекциирассмотреть особенности поведения конкурентных фирм в долгосрочном периоде и сформулировать условия долгосрочного равновесия для конкурентной отрасли.

Вопросы:

1. Условия долгосрочного конкурентного равновесия. Парадокс прибыли.

2. Приспособление конкурентной отрасли к увеличению и уменьшению спроса.

3. Кривая долгосрочного предложения. Отрасли с возрастающими и убывающими издержками.

 

Первый вопросследует начинать с выяснения отличий краткосрочного периода деятельности фирм от долгосрочного. В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного, все производственные ресурсы являются переменными, поэтому и отдельные фирмы, и отрасль в целом могут в целях максимизации прибыли изменять объемы применяемых ресурсов. В долгосрочном периоде фирма имеет возможность выбора производственной мощности, а значит, большую возможность изменять объем выпуска продукции. Кроме того, в долгосрочном периоде, благодаря свободе входа и выхода в отрасль, изменяется количество предприятий, максимизирующих прибыль (экономическая прибыль служит приманкой для инвесторов, что обеспечивает увеличение объема производства в прибыльной отрасли). В краткосрочном периоде фирмы в отрасли выбирают, в каком объеме осуществлять производство, чтобы максимизировать прибыль. В долгосрочном периоде они не только определяют объем производства, но также решают, стоит ли вообще оставаться на рынке.

Далее необходимо рассмотреть понятия «отрасль» и «равновесие отрасли». Отрасль – множество фирм, производящих один и тот же продукт. Равновесие отрасли – это состояние, когда фирмы не стремятся вступить в отрасль или покинуть ее, либо не стремятся расширить или сократить масштаб своих операций. Условиями равновесия отрасли при совершенной конкуренции в долгосрочном периоде являются: 1) P = LRMC; 2) P = LRACmin.

Следует акцентировать внимание студентов на проблеме, связанной с особенностями получения фирмами прибыли в условиях совершенной конкуренции, которая получила название «парадокс прибыли». Суть его состоит в том, что экономическая прибыль приводит в действие механизм перераспределения ресурсов, который сводит ее до нуля. В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать прибыль только определенное время (пока цена больше долгосрочных минимальных средних издержек). Однако положительная экономическая прибыль привлекает в отрасль новые фирмы и стимулирует рост уже действующих в данной отрасли фирм, что приводит к сокращению экономической прибыли до нуля. Аналогично, убытки в совершенно-конкурентной отрасли также являются временными, так как фирмы будут покидать отрасль, если они терпят убытки. В результате цены возрастают, а убытки сокращаются до нуля.

При изложении второго вопросаследует подчеркнуть, что спрос на продукцию конкурентных фирм подвижен и фирмы приспосабливаются к его изменениям. При увеличении спроса на продукцию конкурентной отрасли, объем предлагаемых товаров в целом по отрасли увеличится, в то время как каждая отдельная фирма будет производить прежний объем продукции при прежнем уровне цены. При уменьшении спроса на продукцию конкурентной отрасли, объем предлагаемых товаров в целом по отрасли сокращается, в то время как каждая отдельная фирма будет производить прежний объем продукции при прежнем уровне цены.

Приступая к рассмотрению третьего вопроса, лектор должен обратить внимания аудитории на то, что расширение или сокращения производства в долгосрочном периоде приводит к изменению равновесия на рынке, которое зависит от стоимости факторов производства. В соответствии с этим различают три типа отраслей: с постоянными, возрастающими и убывающими издержками. Отрасль с постоянными издержками – это отрасль, в которой цены используемых факторов производства не зависят от количества производимой продукции или числа фирм в отрасли. Отрасль с возрастающими издержками – это отрасль, в которой цены хотя бы на некоторые факторы производства возрастают как прямой результат расширения отрасли. Отрасль с убывающими издержками – это отрасль, в которой цены на используемые факторы производства уменьшаются в результате расширения отрасли. На графиках необходимо продемонстрировать, как изменяются равновесные цены и объемы в зависимости от того, в какой отрасли действуют фирмы.

Через точки равновесия на графиках строится кривая, которая называется долгосрочной кривой предложения отрасли (S1), она показывает соотношение между ценой и предлагаемым объемом продукции для точек, в которых отрасль находится в равновесии. Кривая совокупного предложения для отрасли с постоянными издержками в долгосрочном периоде является, следовательно, горизонтальной прямой, для отрасли с возрастающими издержками – прямой, имеющей положительный наклон, для отрасли с убывающими издержками – прямой, имеющей отрицательный наклон.

В заключениелекции сделать вывод о том, что знание особенностей поведения конкурентных фирм в долгосрочном периоде позволяет прогнозировать возможности расширения или сжатия отраслей, фирмы которых функционируют в условиях, приближающихся к совершенной конкуренции, в частности, отрасли сельского хозяйства.

Литература:

1. Авдашева С., Розанова М. Теория организации отраслевых рынков. – М.: Магистр, 1998.

2. Буянова М.Э., Тимофеева Г.В. Основы микроэкономического анализа: учебно-методическое пособие / М.Э. Буянова, Г.В. Тимофеева. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 92-106.

3. Вайнер Д. Кривые затрат и кривые предложения. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

4. Коуз Р.Г. Природа фирмы. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

5. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

6. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 247-269.

7. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: Инфра-М, 1997.

8. Kantarelis D. Theories of the Firm. Second Edition. Published and typeset in the UK by Inderscience Enterprises Ltd, 2007. – P. 42-59.

 

Лекция. Модель поведения предприятия в условиях несовершенной конкуренции: чистая монополия (проф. Тимофеева Г.В.)

 

Цель лекциипроанализировать факторы, определяющие выбор монополистом объема производства, максимизирующего прибыль; исследовать, как монополист извлекает максимально возможную прибыль в краткосрочном и долгосрочном плане.

Вопросы:

1. Максимизация прибыли монопольными фирмами. Монопольное равновесие в краткосрочном периоде.

2. Долгосрочное монопольное равновесие. Монопольное предложение.

3. Последствия поглощения монополией конкурентной отрасли. Социальная цена монополии.

4. Ценовая дискриминация. Совершенная ценовая дискриминация.

 

Приступая к рассмотрению первого вопроса, лектор должен обратить внимание студентов на то, что этой темой начинается анализ поведения фирм в условиях несовершенных рыночных структур: монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Монополия - это рынок только одного продавца и множества покупателей.

Так как монополист является единственным производителем товара, кривая рыночного спроса показывает цену, получаемую монополистом за каждую предлагаемую на продажу единицу товара. Необходимо пояснить, как монополист может выиграть от контроля над ценами, и как различаются цена и количество производимого товара, обеспечивающие получение максимальной прибыли,на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции.

Важно подчеркнуть, что предельный доход монополиста всегда меньше цены его товара. Это связано с тем, что кривая спроса на продукт монополиста имеет отрицательный наклон, в отличие от конкурентной фирмы, для которой кривая спроса – горизонтальная линия. Для доказательства данного положения следует использовать соотношения, характеризующее взаимосвязь между ценой, предельным доходом и наклоном кривой спроса, которое связывает предельный доход с эластичностью спроса по цене и выражается следующим соотношением.

MR = P * (1 + 1 / ED).

Ключевым моментом первого вопроса является определение объема производства, который обеспечивает монополисту получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде. Вспомним, что конкурентная фирма выбирает объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом правило максимизации прибыли монополией и конкурентной фирмой схожи. Однако между ними существует важное различие: предельный доход конкурентной фирмы равен цене, в то время как предельный доход монополии меньше цены: для конкурентной фирмы: P = MR = MC; для монополии: P > MR = MC. Таким образом, важное различие между конкурентными и монопольными фирмами заключается в том, что на конкурентных рынках цена товара равна предельным издержкам; на монополизированных рынках цена товара превышает предельные издержки.

Рассмотрев на графике модель краткосрочного равновесия монополии, делаем вывод: монопольное краткосрочное равновесие устанавливается тогда, когда монополия максимизирует прибыль, выбирая такой объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Перед рассмотрением второго вопроса лектор должен отметить, что монополия в долгосрочном периоде может удерживать отрасль от проникновения в нее новых фирм с помощью особых ограничителей – входных барьеров. Целесообразно поставить перед студентами вопрос о том, какие входные барьеры используют современные монополии?

Рассмотрев условие долгосрочного монопольного равновесия, следует предложить студентам построить кривую предложения для монополии. Убедившись в невозможности такого построения, объяснить студентам, что для монополиста нельзя определить кривую предложения, поскольку с каждым возможным количеством предлагаемого товара можно связать две или более цены. И наоборот, две или более величины объема производства могут быть связаны одной ценой, в зависимости от того, насколько меняется ценовая эластичность спроса, когда происходит его изменение.

Третий вопросследует излагать, опираясь на реальные экономические процессы, связанные с поглощением конкурентных фирм. Студентам следует предложить дать оценку результатов таких поглощений для фирм и потребителей их продукции. Построив модель, в которой сравниваются условия совершенной конкуренции и монополии, делаются выводы: в результате поглощения монополией конкурентной отрасли, во-первых, монопольная цена превышает цену, которая существует при совершенной конкуренции, а монопольный объем производства меньше, чем объем производства при конкурентном равновесии. Монопольное поглощение независимых фирм, следовательно, приводит к перераспределению доходов от потребителей к владельцам монополий. Во-вторых, монополия получает положительную экономическую прибыль, назначая цену, которая превосходит долгосрочные минимальные средние издержки, в то время как конкурентные фирмы в равновесии имеют нулевую экономическую прибыль.

В качестве самостоятельной работы следует предложить студентам порассуждать над тем, какие издержки несет, и какие выгоды получает общество от существования монополии и тем самым подвести их к вопросу о социальной цене монополии.

Переходя к четвертому вопросу,следует обратить внимание студентов на то, что монополии очень часто прибегают к ценовой дискриминации покупателей их продукции и предложить привести примеры из практики, когда они сталкивались с такой дискриминацией. Затем необходимо показать условия, при которых возможна ценовая дискриминация. Как отмечает Уильямсон О.И.: «…проблема здесь состоит, во-первых, в установлении различия в эластичности спроса и, во-вторых, в организации продажи таким образом, чтобы исключить перепродажу»[1].

Монополии занимаются ценовой дискриминацией, когда они могут с ее помощью увеличить свои прибыли. Ситуация, когда монополист устанавливает каждому покупателю разную цену, называется совершенной ценовой дискриминацией. Со студентами следует рассмотреть графическую модель, которая позволяет наглядно продемонстрировать, каким образом монополист, осуществляя совершенную ценовую дискриминацию, может забирать себе весь выигрыш потребителей, назначая каждому максимальную цену, которую потребитель готов заплатить.

Завершить лекцию следует обобщением особенностей поведения монополиста на рынке, условий краткосрочного и долгосрочного равновесия и выводом о том, что монополия - это форма организации рынка, прямо противоположная совершенной конкуренции.

Литература:

1. Авдашева С., Розанова М. Теория организации отраслевых рынков. – М.: Магистр, 1998.

2. Буянова М.Э., Тимофеева Г.В. Основы микроэкономического анализа: учебно-методическое пособие / М.Э. Буянова, Г.В. Тимофеева. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 107-128.

3. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 374-414.

4. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Экономика, 1986.

5. Стиглер Дж. Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

6. Уильямсон О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

7. Хикс Дж. Р. Годовой обзор экономической теории: теория монополии. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

8. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: Инфра-М, 1997.

9. Kantarelis D. Theories of the Firm. Second Edition. Published and typeset in the UK by Inderscience Enterprises Ltd, 2007. – P. 60-69.

 

Лекция. Модель монополистической конкуренции(проф. Тимофеева Г.В.)

Цель лекции - проанализировать поведение монопольно-конкурентных фирм, поставляющих дифференцированную продукцию; сравнить модели монополии, монополистической и совершенной конкуренции.

Вопросы:

1. Спрос на продукт монопольно-конкурентной фирмы. Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции.

2. Долгосрочное равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции.

3. Сравнение моделей совершенной конкуренции и чистой монополии с моделью монополистической конкуренции. Избыточная мощность.

 

Первый вопросследует начинать с рассмотрения особенностей такой рыночной структуры, как «монополистическая конкуренция», обращая внимание обучающихся на ее противоречивость, сочетание черт, присущих рынку совершенной конкуренции и монополии и исследованных Э. Чемберлином в работе «Теория монополистической конкуренции» (1933). Рынок монополистической конкуренции похож на рынок совершенной конкуренции тем, что на нем также много фирм и вход новых фирм не ограничен. А отличие состоит в том, что товары дифференцированы: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или репутации, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки. Размеры монопольной власти, которой обладает фирма, зависят от степени отличия ее товара от аналогичных товаров других фирм.

Необходимо обратить внимание обучающихся, что в краткосрочном периоде поведение монопольно конкурентной фирмы похоже на поведение монополии, что находит отражение в условии краткосрочного равновесия: MR=MC, формализовано и графически схожим с моделью поведения монополиста.

Перед рассмотрением второго вопроса лектор должен отметить, что в долгосрочном периоде поведение монопольно конкурентных фирм имеет сходство с поведением конкурентных фирм, что определяется особенностями данной рыночной структуры. Целесообразно поставить перед студентами вопрос о том, каковы условия долгосрочного равновесия конкурентных фирм и в чем суть парадокса прибыли?

Рассмотрев условие долгосрочного монопольного равновесия, следует предложить студентам сравнить известные им модели рыночных структур по уровню цен и объему производства.

Третий вопросследует излагать, опираясь на уже известные студентам характеристики трех рыночных структур: совершенной конкуренции, монополии и монополистической конкуренции, и особенности поведения фирм в данных рыночных структурах.

Сравнивая модели совершенной и монополистической конкуренции, необходимо обратить внимание студентов на то, что точка долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции не совпадает с точкой минимума LRAC. В этом состоит важное отличие равновесия при совершенной конкуренции от равновесия при монополистической конкуренции, из которого вытекает три следствия: 1) равновесная цена при монополистической конкуренции превышает цену при совершенной конкуренции; 2) равновесный объем при монополистической конкуренции несколько меньше, чем при совершенной конкуренции; 3) отрасль недоиспользует ресурсы с точки зрения потребителей.

Далее следует рассмотреть теорему об избыточной мощности, связанной с дифференциацией товаров в условиях монополистической конкуренции.

В завершении сравнить поведение фирм в условиях монополии и монополистической конкуренции, предложив студентам выявить схожие черты и отличия.

В заключение лекции следует обобщить особенности поведения монопольно конкурентных фирма на рынке, условия краткосрочного и долгосрочного равновесия и сделать вывод о том, что данная рыночная структура занимает промежуточное положение между монополией и прямо противоположной ей совершенной конкуренцией.

 

Литература:

1. Авдашева С., Розанова М. Теория организации отраслевых рынков. – М.: Магистр, 1998.

2. Буянова М.Э., Тимофеева Г.В. Основы микроэкономического анализа: учебно-методическое пособие / М.Э. Буянова, Г.В. Тимофеева. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 129-142.

3. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 296-325.

4. Стиглер Дж. Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

5. Уильямсон О.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

6. Хикс Дж. Р. Годовой обзор экономической теории: теория монополии. // Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. Под ред. Гальперина В.М. – СПб.: Экономическая школа. 1999.

7. Чемберлин Э.Х. Теория монополистической конкуренции. – М.: Иностр. лит-ра, 1959.

8. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: Инфра-М, 1997.