Лекция. Введение Микроэкономику-2

Слайд 17.

Слайд 16.

Слайд 15. Вопрос 4. Кривые «цена-потребление». Построение кривых индивидуального спроса.

Слайд 13.

Слайд 12.

Слайд 11.

Слайд 10.

Вопрос 3. Кривые Энгеля.

Слайд 9.

Слайд 8.

Для товаров первой необходимости кривая «доход-потребление» будет выглядеть следующим образом. В этом случае потребление товара остается неизменным при увеличении дохода.

Эрнст Энгель (1821-1896 гг.), немецкий статистик. По образованию горный инженер, занимался исследованием структуры бюджетов рабочих семей. В статистике широкую известность получил «закон Энгеля» (1857) и кривые, названные его именем.

Кривая Энгеля характеризует отношение между денежным доходом потребителя и количеством покупаемого товара.

Кривая Энгеля строиться на основе линии «доход-потребление». Если с увеличением дохода потребление товара растет, то кр. Энгеля выглядит следующим образом. Вообще по характеру кривых Энгеля можно судить об отношении потребителя к благам.

Законы Энгеля

l 1) при неизменных ценах на все блага доля семейного дохода, затрачиваемая на продукты питания, имеет тенденцию к уменьшению по мере роста доходов семьи.

Поскольку продукты питания можно отнести к товарам первой необходимости. В этом случае кривая Энгеля имеет следующий вид.

l 2) второй закон Энгеля гласит: потребление образовательных, юридических, медицинских услуг, услуг, связанных с отдыхом, растет быстрее, чем растут доходы.

Для таких услуг кривая Энгеля имеет вид: Слайд 14.На графике видно, что при постоянном изменении дохода в 100 денежных единиц, увеличение потребления указанных услуг происходит в 3 раза.

l Кривая «цена-потребление» - это кривая, проходящая через точки равновесия потребителя при изменении в ценах.

Если изменение дохода при постоянных ценах выражалось в параллельном сдвиге бюджетной линии, то изменение цены на один из товаров (в нашем случае, на товар X) при постоянстве дохода и цены другого товара будет выглядеть как поворот бюджетной линии. Таким образом, каждому значению цены товара X будет соответствовать своя бюджетная линия, а каждой бюджетной линии – своя точка касания с какой-нибудь кривой безразличия. Соединив все эти точки выбора, мы получим линию «цена-потребление» (PCC – price-consumption curve).

На основе линии «цена-потребление» можно построить график зависимости объема потребления товара X от его цены. Это есть не что иное, как кривая спроса. Кривая спроса на каждый товар строится в предположении постоянства цен на все другие товары.

 

Слайды 18-19. к семинарскому занятию.

 

Цель первой лекции – пробудить интерес у студентов к дисциплине «Микроэкономика-2». Следует обратить их внимание на то, что микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения: например, как потребители принимают решения о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и доходов; каким образом фирмы планируют численность работников и как работники решают, где и сколько им необходимо работать. Такая постановка вопроса заставит их задуматься над мотивациями и условиями, оказывающими влияние на ход хозяйственной деятельности и понять, что изучает микроэкономика. Важным разделом вводной лекции является также изучение методов микроэкономики. Здесь следует обратить внимание студентов на различия между нормативной и позитивной экономикой; раскрыть содержание таких понятий, как принципы, законы, модели и выявить логические ошибки, возможные в научном анализе при обобщении фактов и познании явлений.

Для выяснения особенностей учебного курса по сравнению с другими курсами по экономике данная лекция включает следующие вопросы:

1. Микроэкономика – наука о принятии решений. Предмет микроэкономики. Эволюция предмета экономической теории.

2. Метод микроэкономики. Методы и инструменты экономического анализа. Позитивная и нормативная экономика. Экономические модели.

При изложении первого вопроса следует обратить внимание на то, что экономическая наука подразделяется на две области: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика рассматривает деятельность экономических субъектов. К ним относятся потребители, работники, инвесторы, землевладельцы, фирмы, т.е. практически любой индивидуум или хозяйственный субъект, который играет какую-либо роль в функционировании экономики. Другой важной проблемой микроэкономики является взаимодействие экономических субъектов в процессе образования более крупных структур - рынков и отраслей производства. Изучая деятельность отдельных фирм и потребителей, микроэкономика показывает, как функционируют и развиваются отрасли промышленности и рынки, почему они отличаются друг от друга, каким образом на их деятельность влияют политика правительства и экономические условия на мировом рынке.

В отличие от этого макроэкономика, другой важнейший раздел экономической науки, оперирует агрегированными экономическими показателями, такими, как объем производства и темп его роста в стране, ставки процента, безработица и инфляция.

Во втором вопросе следует акцентировать внимание на методах и приемах, с помощью которых изучаются мотивации и условия, оказывающие влияние на ход хозяйственной деятельности, и разъяснить содержание таких понятий, как принципы, законы, модели. Студенты могут в ходе лекции сформулировать преимущества и недостатки используемых приемов микроэкономического анализа.

Вывод, к которому должны придти студенты вместе с преподавателем в ходе лекции состоит в том, что границы между макро- и микроэкономикой в последние годы все больше размываются. Причина заключается в том, что макроэкономика также занимается анализом рынков, например совокупных рынков товаров и услуг, рабочей силы и ценных бумаг. Чтобы понять, как действуют совокупные рынки, надо сначала изучить поведение фирм, потребителей, работников и инвесторов, которые участвуют в функционировании этих рынков. Таким образом, специалисты по макроэкономике уделяют все большее внимание микроэкономическим основаниям агрегированных экономических явлений, и значительная часть макроэкономики на самом деле является развитием микроэкономического анализа.

В заключение необходимо сделать вывод о том, что изучение микроэкономики позволяет рассматривать хозяйственные явления, происходящие в реальной жизни и не только объяснять, но и прогнозировать тенденции их развития, учитывая влияние внешней среды.

 

Литература:

1. Буянова М.Э., Тимофеева Г.В. Основы микроэкономического анализа: учебно-методическое пособие / М.Э. Буянова, Г.В. Тимофеева. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 5 – 15.

2. Австрийская школа в политической экономии. - М.: Экономика, 1992.

3. Джевонс, У. Об общей экономической теории политической экономии / У. Джевонс // Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1993. (Серия «Вехи экономической мысли»).

4. Ивашковский, С.Н. Микроэкономика Учебник. / С.Н. Ивашковский. - М., 1998. - Гл.1, 2.

5. Маршалл, А. Принципы экономической науки. В 3-х т. Пер. с англ. / А. Маршалл / - М.: Прогресс, 1993 (Т.1), 1994 (Т. 2-3).

6. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для Вузов / Р.М. Нуреев. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА М, 2000. - Гл. 1, 2.

7. Пиндайк, Р. Микроэкономика / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. - М.: Экономика, Дело, 2000. - Гл.1.

8. Ходжсон, Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Пер. с англ. / Дж. Ходжсон. - М.: Дело, 2003. - С. 120-154.