Тема 8. Олигополия

Тема 7. Модель монополистической конкуренции

Спрос на продукт монопольно-конкурентной фирмы. Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции.

Долгосрочное равновесие монопольно-конкурентной фирмы.

Сравнение моделей совершенной конкуренции и чистой монополии с моделью монополистической конкуренции. Избыточная мощность.

 

Олигополия - преобладающая форма современной рыночной структуры.

Взаимная зависимость. Модель олигополии О. Курно. Кривая реакции фирмы. Равновесие Курно.

Равновесие Нэша. Теория игр.

Некооперативная игра. Платежная матрица. Дилемма заключенных.

Жесткость цен. Модель "ломаной кривой спроса".

Лидерство в ценообразовании. Доминирующая фирма.

 

В двух предыдущих темах мы рассмотрели, как фирмы с монопольной властью выбирают цену и объем производства, максимизирующие прибыль. Мы также видели, что монопольной властью обладают не только фирмы, являющиеся чис­тыми монополистами. Во многих отраслях конкурируют несколько фирм, но каждая обладает какой-то монопольной властью — она контролирует уровень цен и назначает цену, превышающую предельные издержки.

В последующих двух темах мы изучим рыночные структуры, отличные от монополии в чистом виде, которые могут обусловливать появление монопольной власти. Мы начнем с монополистической конкуренции. Рынок монополистической конкуренции похож на рынок совершенной конкуренции тем, что на нем также много фирм и вход новых фирм не ограничен. А отличие состоит в том, что товары дифференцированы: каждая фирма продает особый тип или вариант товара, который отличается по качеству, оформлению или репутации, и каждая фирма является монопольным производителем своей марки. Размеры монопольной власти, которой обладает фирма, зависят от степени отличия ее товара от ана­логичных товаров других фирм. Примеров монополистической конкуренции немало: зубная паста, стиральные порошки, кофе и т. п.

Вторая форма рыночной структуры, которую мы рассмотрим, — олигополия. На олигополистических рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм, и вступление новых фирм затруднено. Товар, производимый фирмами, может быть дифференцирован (например, автомобили) и не дифференцирован (сталь). Монопольная власть и прибыль в олигополистических отраслях частично зависят от характера взаимодействия фирм. Например, если взаимодействие направлено на сотрудничество, а не на конкуренцию, фирмы могут назначать цены существенно выше предельных издержек и получать большую прибыль.

В некоторых олигополистических отраслях фирмы сотрудничают, а в дру­гих— агрессивно конкурируют, хотя это и приводит к снижению прибыли. Чтобы понять, почему это происходит, нам необходимо рассмотреть, как олигополистические фирмы принимают решения об объеме производства и ценообразовании. Процесс принятия этих решений не так прост, поскольку каждая фирма действует стратегически принимая решение, она должна взвесить вероятную реакцию своих конкурентов. Чтобы изучить олигополистические рынки, мы должны, следовательно, рассмотреть ряд основных принципов теории игр и формирования стратегии фирм