Деятельность фирмы в условиях монополии
Монополия – это предприятие, которое является единственным производителем данной продукции, причем эта продукция не имеет близких заменителей.
Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли. В условиях монополии производитель, сталкивающийся с совокупным рыночным спросом, осознает, что, чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации. То есть он сталкивается с проблемой ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения реализации.
Падающий характер кривой спроса существенно видоизменяет вид кривых среднего и предельного дохода (выручки). Если фирма монополист устанавливает одну цену на все единицы товара, то средняя выручка совпадает с ценой товара (АR=Р), а кривая спроса – с линией средних затрат.
Для монополии МR < АR=Р. При увеличении объема выпуска на одну единицу не только эта последняя, но и все остальные единицы товара могут быть реализованы лишь по меньшей цене. В этом случае общая выручка увеличится на величину выручки от реализации дополнительной единицы товара (равную цене единицы товара), но вместе с тем уменьшится на величину снижения цены реализации всех остальных единиц товара. Таким образом, предельная выручка будет в этом случае меньше выручки от реализации дополнительной единицы товара на величину суммарного снижения цены реализации всех остальных единиц товара. Из этого следует, что кривая МR лежит ниже кривой спроса (АR=Р). Величина отклонения предельной выручки от цены зависит от эластичности спроса по цене:
· Когда МR > 0, общий доход возрастает при сокращении цены и спрос эластичен;
· Когда МR = 0, то общий доход максимален и эластичность спроса единичная;
· Когда МR < 0, общий доход сокращается и спрос неэластичен.
Исходя из вышеизложенного, представим графически условие максимизации прибыли для монополиста (рис. 1.20).
Рис. 1.20 – График максимизации прибыли в условиях монополии
Фирма монополист максимизирует прибыль в точке К, где МR =МС. Цена товара определяется точкой F на кривой спроса. Если:
1. РМ>АС – фирма получает экономическую прибыль (на рис она определяется площадью прямоугольника РМFNL);
2. РМ =АС – фирма получает нулевую экономическую прибыль;
3. РМ< АС – фирма несет убытки (рис. 1.21)
Рис. 1.21 – Монополия, приносящая убытки
Поскольку фирма монополист является единственным производителем товара, то не следует отдельно выделять фирму и отрасль. Поэтому равновесие в коротком периоде является равновесием и в долгосрочном периоде.
Монополисты могут получать сверхприбыль, причиной образования которой является возможность ограничить выпуск и реализовать товар по более высокой цене, чем при совершенной конкуренции.
Часто бывает так, что монополист ведет торговлю на нескольких рынках. Товар на них может продаваться по разным ценам, такая продажа называется ценовой дискриминацией. Занимаясь ценовой дискриминацией, монополист способен увеличивать свои прибыли и производить больший объем продукции.
В основе разных цен на данный товар лежит разная эластичность спроса на разных рынках, где есть возможность продавать продукцию. Если эластичность спроса будет одинакова, то ценовая дискриминация невозможна.
4. Монополистическая конкуренция: особенности ценообразования
Взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии представляет собой монополистическую конкуренцию.
Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход из отрасли. Однако (это черта, присущая монополии) все фирмы располагают определенными возможностями влиять на цену производимого ими товара, т.к. фирмы продают неоднородные товары.
Основные положения теории монополистической конкуренции:
1. Кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер, ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли. Это позволяет фирмам получать монопольную прибыль в коротком периоде (рис.1.22).
Рис. 1.22 – Равновесие фирмы при монополистической конкуренции в коротком периоде
2. В долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной 0.
Для подтверждения данного положения рассмотрим график (рис. 1.23)
Рис. 1.23 – Равновесие фирмы при монополистической конкуренции в длительном периоде
На рисунке представлена ситуация, когда экономическая прибыль равна 0, это связано с тем, что ситуация, представленная на рис. 1.24 долго продолжаться не может. Экономическая прибыль привлечет в данную отрасль другие фирмы, которые начнут выпускать схожий продукт, или сама фирма в долгосрочном плане, пытаясь увеличить прибыль, может расширяться путем строительства новых мощностей. Это приведет к увеличению предложения данного товара, снижению цены, а, следовательно, и экономической прибыли. Если же экономическая прибыль в результате этого станет отрицательной, то фирмы начнут выходить из отрасли. Таким образом, отрасль находится в равновесии, если экономическая прибыль равна 0.
Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции похоже на равновесие при совершенной конкуренции в том, что ни одна из фирм не получает прибыль больше нормальной.
Из рисунка 1.23 также видно, что точка долговременного равновесия не совпадает с точкой минимума средних затрат. Из этого вытекает следующее:
· структура рынка монополистической конкуренции заставляет покупателей переплачивать за товар. Плата за дифференциацию товара равна разнице между равновесной ценой, устанавливаемой при монополистической конкуренции, и ценой при совершенной конкуренции;
· при монополистической конкуренции устанавливается объем меньший, чем объем производства при совершенной конкуренции;
· так как в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, то найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем были бы затраты фирмы. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им объема товара. Однако увеличение выпуска сократит прибыль фирм, поэтому они не будут этого делать.
3. В отрасль входит достаточное количество конкурирующих друг с другом фирм, так что каждая из них проводит свою собственную ценовую политику, невзирая на реакцию конкурентов.