Спрос, факторы его определяющие. Закон спроса

Спросэто количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Или, спрос – это обеспеченная деньгами потребность в товаре.

Объем спроса – это конкретное количество товара, которое при данной цене готовы приобрести покупатели.

На спрос оказывают влияние ряд факторов:

· цена данного товара (P);

· вкусы и предпочтения потребителей (B);

· уровень доходов (I);

· цены на сопряженные (связанные с данным: взаимозаменяемые и взаимодополняющие) товары (PC);

· число покупателей данного товара (G);

· инфляционные ожидания (U)и др.

Зависимость спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса, которая может быть представлена в следующем виде:

 

QD = f (P, B, I, PC, G, U...) (1.1)

Если все факторы кроме цены данного товара считать фиксированными, то от функции спроса можно перейти к функции спроса от цены, которая характеризует зависимость спроса на товар лишь от его собственной цены.

Q = f (P) (1.2)

Эта зависимость носит обратный характер. Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него называется законом спроса: при прочих равных условиях объем спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже объем спроса на товар. В основе этого закона лежит:

· во-первых, здравый смысл и элементарные наблюдения;

· во-вторых, подверженность потребления действию принципа убывающей предельной полезности (принцип, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньшее удовлетворение потребителю);

· в-третьих, эффект дохода (эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может купить больше продукта, не отказывая себе в приобретении альтернативных товаров, т.е. снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода) и эффект замещения (эффект замещения состоит в том, что потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми).

Графическая интерпретация закона спроса представлена на рисунке 1.1

Рис. 1.1 – График спроса

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

· при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

· для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления;

· при переключении спроса на более новые и качественные товары.

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить при покупке данного кол-ва товара.

Если говорят об объеме спроса, то имеют в виду точку на кривой, а если о спросе, то имеют в виду всю кривую.

Говорят, что произошло изменение объема спроса, если изменилась цена данного товара, в этом случае происходит движение вдоль линии спроса. Говорят, что произошло изменение спроса, если изменились прочие факторы, определяющие объем спроса. В этом случае происходит сдвиг линии спроса (от D к D1 – если спрос увеличился; и от D к D2 – если спрос уменьшился) (рис. 1.2).

Рис. 1.2 – Влияние неценовых факторов на спрос