Бюджетные возможности потребителя.

Бюджетное поле – подмножество доступных потребителю альтернативных потребительских наборов, которое формируется под влиянием дохода потребителя и при ценах, входящих в набор.

Анализ бюджетного поля опирается на 2 предпосылки:

- потребитель полностью расходует свой доход;

- его расходы не могут превышать величины располагаемого им дохода.

Для облегчения анализ сузим потребительский ассортимент до 2 благ Х и У.

I = PxX + PyY.

 

В рамках определенного бюджетного поля механизм потребительского выбора может быть представлен в форме выделения расходов на конкретное благо Х и расходов на покупку всех остальных благ, которые в этом случае рассматриваются в качестве композитного блага (У).

Композитное благо – это часть доходов потребителя, которая используется им для покупки всего ассортимента благ, за исключением анализируемого блага.

Для потребительских наборов, состоящих из 2 благ Х и У, верхняя граница бюджетного поля будет очерчена линией АС, для которой выполняется равенство:

I = PxX + PyY.

Бюджетная линия – линия, определяющая границы потребительского выбора и показывающая все наборы благ, которые может купить потребитель, истратив весь свой доход.

Максимальные количества каждого из благ определяются: X = I/Px; Y = I/Py.

Уравнение бюджетной линии также можно представить в виде линейного уравнения: Y = I/Py – (Px/Py)X.

При помощи данного уравнения можно построить бюджетную линию, в виде прямой, отражающую все наборы, которые может купить потребитель, полностью израсходовав свой бюджет I/Py – точка пересечения бюджетной линии с осью ординат, а –Px/Py – угол наклона бюджетной линии.

Так как размеры бюджетного поля задаются уровнем дохода потребителя и ценами, то изменение этих параметров будет влиять и на бюджетную линию.

Влияние дохода проявляется в том, что при его изменении происходит смещение бюджетной линии параллельно ее исходному положению, а эффект такого изменения заключается в изменении площади бюджетного поля пропорционально изменению величины дохода потребителя.

Влияние цен проявляется в том, что при изменении цены благ может произойти изменение наклона бюджетной линии, что отражается в виде ее поворта относительно исходных точек на осях координат.

Влияние внешних факторов. На практике бюджетные ограничения потребителей формируются под влиянием внешних факторов: налоги и субсидии;

Меры по нормированию потребления; способы стимулирования сбыта.

Влияние налога. Может проявляться как в сдвиге бюджетной линии, так и ее повороте. Налогообложение доходов потребителей приводит к сокращению располагаемого ими дохода и выражается в сдвиге бюджетной линии вовнутрь. При налогообложение потребления произойдет поворот бюджетной линии, так как введение налога приведет к росту цен благ (Р1= Р0+t).в неодинаковой мере и относительные цены благ изменятся.

Влияние субсидии будет аналогичным влиянию налога, с той разницей, что изменение в бюджетном поле потребителя будут происходить в противоположном направлении.

Влияние мер по стимулированию потребления. В любых формах оборачивается сокращением бюджетного поля, а бюджетная линия становится ломанной.

САМИ

 

Влияние способов стимулирования сбыта выражается в расширении бюджетного поля, а бюджетные линии при этом принимают вид ломанных линий, форма которых зависит от применяемого способа стимулирования.

Ломанная бюджетная линия возникает в том случае, когда цена блага изменяется в зависимости от объема его покупки.

САМИ

 

Другой пример – премировании натурой.

САМИ