Теория полезности и анализ потребительских предпочтений.
Лекция 5. Теория потребительского выбора.
Перекрестная эластичность спроса
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по цене
Таблица значений и характеристики эластичности спроса и благ
Значение эластичности | Характеристика спроса | Форма проявления | Характеристика блага |
Ed(P) = -∞ | Совершенно эластичный | Незначительное повышение цены приводит к отказу от покупок, а незначительное снижение цены – к неограниченному расширению спроса на благо | Блага, имеющие совершенные заменители |
-∞ >Ed(P) >-1 | эластичный | Процентное изменение величины спроса на благо превышает процентное изменение цены блага | Блага, имеющие заменители и занимающие заметную долю в расходах потребителя. |
Ed(P) = -1 | Единичная эластичность | Величина спроса на благо изменяется в той же пропорции, что и цена блага | Блага, на покупку которых потребитель выделяет фиксированную величину расходов. |
|1| >Ed(P) >0 | неэластичный | Процентное изменение цены блага превышает процентное изменение величины спроса на него | Блага, не имеющие заменителей или расходы по которым занимают малую долю в бюджете потребителя. |
Ed(P) = 0 | Совершенно неэластичный | Величина спроса на благо не зависит от изменения цены блага. | Незаменимые блага. |
Ed(I) = 0 | Неэластичный по доходу. | Любое изменение в доходе потребителя не оказывает влияния на спрос на благо | Блага первой необходимости |
0 < Ed(I) < 1 | С убывающей положительной эластичностью по доходу. | Процентное изменение величины спроса на благо меньше, чем процентное изменение дохода. | Нормальные блага. |
Ed(I) >1 | С возрастающей положительной эластичностью по доходу | Процентное изменение величины спроса на благо больше, чем процентное изменение дохода | Предметы роскоши |
Ed(I) < 0 | Отрицательно эластичный по доходу | С ростом дохода спрос на благо сокращается | Неполноценные блага |
∞ > Exy> 0 | Положительная перекрестная эластичность | Рост (снижение) цены одного блага приводит к росту (снижению) спроса на другое благо. | Взаимозаменяющие друг друга в потреблении блага. |
Exy = 0 | Нулевая перекрестная эластичность | Изменение цены одного блага не оказывает влияния на спрос на другое благо | Блага, не зависящие друг от друга в потреблении |
Exy < 0 | Отрицательная перекрестная эластичность | Рост (снижение) цены одного блага приводит к снижению (росту) спроса на другое благо. | Взаимодополняющие друг друга в потреблении блага. |
В микроэкономике потребитель – хозяйствующий субъект, обособлен принимающий решения о распределении своего бюджета на покупку потребительских благ.
В качестве потребителей выделяются:
- домашние хозяйства;
- ассоциированные потребители, идентифицирующие себя как группа индивидом, принимающих совместное решение относительно покупок;
- государство.
Полезность – это общее удовлетворение, которое получает потребитель от потребления данного количества блага в определенный промежуток времени.
Концепция полезности опирается на следующие фундаментальные предположения:
- полезность выражает субъективную оценку ценности блага;
- каждый отдельный потребитель стремится к максимизации полезности;
- теория потребительского выбора исходит из допущения о том, что полезности разных благ сопоставимы;
- потребители способны проводить сопоставление разных благ. Эта способность выражается в потребительских предпочтениях, которые применяются в качестве инструмента соизмерения полезности благ.
Потребительские предпочтения – это сформировавшиеся в процессе предшествующего поведения и основанные на субъективной оценки потребителем полезности благ, четко определенные и устойчивые во времени предпочтения потребителя, последовательно применяемые им при выборе между благами.
Потребительский выбор – это принятие потребителем решения о распределении своего бюджета таким образом, чтобы структура и количество купленных благ обеспечили бы ему максимальную полезность.
Это определение потребительского выбора опирается на предположении о суверенитете потребителя, который выражает независимость потребителей в отношении осуществляемого ими выбора и указывает на то, что объем и структура спроса отдельно взятого потребителя не зависят от структуры и объемов спроса других потребителей. Другими словами – это власть потребителей над производством, которая состоит в подчинении производства целям потребителей и реализуются ими посредством независимо осуществляемого потребительского выбора.
В современной теории потребительского выбора, кроме фундаментальных предположений предполагается, что:
1) денежный доход потребителя ограничен;
2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;