Теория полезности и анализ потребительских предпочтений.

Лекция 5. Теория потребительского выбора.

Перекрестная эластичность спроса

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по цене

Таблица значений и характеристики эластичности спроса и благ

Значение эластичности Характеристика спроса Форма проявления Характеристика блага
Ed(P) = -∞ Совершенно эластичный Незначительное повышение цены приводит к отказу от покупок, а незначительное снижение цены – к неограниченному расширению спроса на благо Блага, имеющие совершенные заменители
-∞ >Ed(P) >-1 эластичный Процентное изменение величины спроса на благо превышает процентное изменение цены блага Блага, имеющие заменители и занимающие заметную долю в расходах потребителя.
Ed(P) = -1 Единичная эластичность Величина спроса на благо изменяется в той же пропорции, что и цена блага Блага, на покупку которых потребитель выделяет фиксированную величину расходов.
|1| >Ed(P) >0 неэластичный Процентное изменение цены блага превышает процентное изменение величины спроса на него Блага, не имеющие заменителей или расходы по которым занимают малую долю в бюджете потребителя.
Ed(P) = 0 Совершенно неэластичный Величина спроса на благо не зависит от изменения цены блага. Незаменимые блага.
Ed(I) = 0 Неэластичный по доходу. Любое изменение в доходе потребителя не оказывает влияния на спрос на благо Блага первой необходимости
0 < Ed(I) < 1 С убывающей положительной эластичностью по доходу. Процентное изменение величины спроса на благо меньше, чем процентное изменение дохода. Нормальные блага.
Ed(I) >1 С возрастающей положительной эластичностью по доходу Процентное изменение величины спроса на благо больше, чем процентное изменение дохода Предметы роскоши
Ed(I) < 0 Отрицательно эластичный по доходу С ростом дохода спрос на благо сокращается Неполноценные блага
∞ > Exy> 0 Положительная перекрестная эластичность Рост (снижение) цены одного блага приводит к росту (снижению) спроса на другое благо. Взаимозаменяющие друг друга в потреблении блага.
Exy = 0 Нулевая перекрестная эластичность Изменение цены одного блага не оказывает влияния на спрос на другое благо Блага, не зависящие друг от друга в потреблении
Exy < 0 Отрицательная перекрестная эластичность Рост (снижение) цены одного блага приводит к снижению (росту) спроса на другое благо. Взаимодополняющие друг друга в потреблении блага.

В микроэкономике потребитель – хозяйствующий субъект, обособлен принимающий решения о распределении своего бюджета на покупку потребительских благ.

В качестве потребителей выделяются:

- домашние хозяйства;

- ассоциированные потребители, идентифицирующие себя как группа индивидом, принимающих совместное решение относительно покупок;

- государство.

Полезность – это общее удовлетворение, которое получает потребитель от потребления данного количества блага в определенный промежуток времени.

Концепция полезности опирается на следующие фундаментальные предположения:

- полезность выражает субъективную оценку ценности блага;

- каждый отдельный потребитель стремится к максимизации полезности;

- теория потребительского выбора исходит из допущения о том, что полезности разных благ сопоставимы;

- потребители способны проводить сопоставление разных благ. Эта способность выражается в потребительских предпочтениях, которые применяются в качестве инструмента соизмерения полезности благ.

Потребительские предпочтения – это сформировавшиеся в процессе предшествующего поведения и основанные на субъективной оценки потребителем полезности благ, четко определенные и устойчивые во времени предпочтения потребителя, последовательно применяемые им при выборе между благами.

Потребительский выбор – это принятие потребителем решения о распределении своего бюджета таким образом, чтобы структура и количество купленных благ обеспечили бы ему максимальную полезность.

Это определение потребительского выбора опирается на предположении о суверенитете потребителя, который выражает независимость потребителей в отношении осуществляемого ими выбора и указывает на то, что объем и структура спроса отдельно взятого потребителя не зависят от структуры и объемов спроса других потребителей. Другими словами – это власть потребителей над производством, которая состоит в подчинении производства целям потребителей и реализуются ими посредством независимо осуществляемого потребительского выбора.

В современной теории потребительского выбора, кроме фундаментальных предположений предполагается, что:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;