Виды эластичности спроса и предложения.
Общее понятие эластичности. Эластичность спроса по цене.
Лекция 4. Эластичность спроса и предложения.
1.При проведении экономических расчетов часто возникает необходимость не просто определить общий вид функций спроса и предложения, но и выяснить как сильно будет реагировать в каждом данном конкретном случае величина спроса и предложения на изменения соответствующих факторов.
Для этих целей используется показатель эластичности, введенный в экономический анализ А.Маршаллом. Эластичностью данной величины можно считать измеряемую в относительной форме степень изменения ее значения в ответ на изменение значения другой сопоставляемой с ней при анализе величины. Эластичность определяется как отношение выраженного в процентах изменения функции к выраженному в процентах изменению независимой переменной.
Ех = ∆У/У : ∆Х/Х.
Эластичность спроса Ed – это чувствительность спроса к изменению одной из его детерминант, определяемая как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению независимой переменной.
В практике экономического анализа обычно используют 3 вида эластичности спроса: эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность спроса.
Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) Ed(P) показывает чувствительность спроса на благо к изменению его цены и выражается в процентном изменении величины спроса (∆Q/Q)при однопроцентном изменении цены (∆Р/Р).
∆Q ∆Р
Еd(Р) - ----- : --------;
Q Р
Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на один процент. При этом конкретная методика расчета конкретного коэффициента эластичности будет зависеть от того, насколько значительными являются расхождения начальных и конечных значений рассматриваемых величин Р и Q.
1. Точечная эластичность - рассчитывается когда начальные и конечные значения Р и Q невелики и в формулу можно подставить либо их начальные значения, либо их конечные.
2. Дуговая эластичность рассчитывается в том случае, когда рассматриваемые изменения ∆Q и ∆Р оказываются значительными и при расчете эластичности используются средние величины Q и Р.
∆Q Р0+Р1 Q1 – Q0 Р11 + Р0
Еd = ------- * = --------- * ------------- .
∆Р Q0 +Q1 Р1 – Р0 Q1 + Q0
Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.
1. Значимость блага для потребителя. Чем более значимым для потребителя является благо (товары первой необходимости), тем ниже эластичность спроса на него.
2. Наличие дешевых благ-заменителей. Чем больше заменителей имеет благо, тем выше ценовая эластичность спроса на него и наоборот.
3. Удельный вес в доходе потребителя. Чем большую долю в доходе потребителя занимает расходы, связанные с покупкой блага, тем выше эластичность спроса и наоборот.
4. Степень насыщения рынка благом. Когда товар является благом многократного пользования, то степень обеспеченности потребителей этим благом оказывает обратное влияние на их чувствительность к изменению цены. Чем выше обеспеченность таким благом, тем ниже эластичность спроса на него, и наоборот.
Эластичность спроса и изменение выручки производителя (см. тетрадь для семинаров).
2. Виды эластичности спроса и предложения.
Эластичность спроса по доходу Ed(I) – показатель степени чувствительности спроса к изменению дохода потребителя, отражающий меру изменения величины спроса (∆Q/Q) в зависимости от изменения дохода потребителя (∆I/I)/
∆Q * I
Ed(I) = ----------- ;
Q * ∆I
Ed(I) > 1 – спрос является эластичным по доходу, то есть процентное изменение дохода меньше процентного значения величины спроса.
Ed(I) < 1 спрос по доходу является неэластичным, процентное изменение дохода больше процентного изменения величины спроса.
Отметим, что изменение уровня дохода вызывают принципиально разное реагирование потребителя в отношении разных благ. Это послужило основой для выделения разных типов благ.
Нормальные блага – блага, которые характеризуются положительной убывающей эластичностью спроса по доходу. Для таких благ характерна положительная зависимость между изменением величины дохода и изменением величины спроса, но ослабевающая с ростом дохода. (0<Ed(I)<1).
Блага первой необходимости – это блага, спрос на которые практически не зависит от уровня дохода, то есть является абсолютно неэластичным по доходу Ed(I) = 0.
Предметы роскоши – это блага спрос на которые растет более быстрыми темпами по сравнению с увеличением дохода. Ed(I) >1.
Неполноценные блага – благо, спрос на которое сокращается с ростом доходов потребителей Ed(I) < 0.
Перекрестная эластичность спроса Еух(Рх) показывает степень изменения спроса на благо У (∆Qy/Qy) в зависимости от изменения цены блага Х (∆Рх/Рх):
% изменение величины спроса на благо У ∆Qy ∆Px
Ed(xy)= ----------------------------------------------------- = ---------- : ---------- .
% изменение цены блага Х Qy Px
Коэффициент перекрестной эластичности спроса может быть положительным и отрицательным. Если коэффициент перекрестной эластичности положительный, означает, что при изменении цены на благо Х спрос на благо У изменится в том же направлении и наоборот. Таким образом, товары Х и У взаимозаменяемы. Если коэффициент отрицательный, то при снижении цены на благо Х спрос на благо У увеличится, то есть товары взаимодополняемые в потреблении. Если коэффициент перекрестной эластичности равен нулю, то это говорит об отсутствии связи между благами в потреблении и они являются независимыми по отношению друг к другу. Отметим, что сумма коэффициентов ценовой, по доходу, и перекрестной эластичности спроса для данного блага, будет равна нулю, т.е. Ed (P) + Ed (I) + Eyx (Px) = 0/
Эластичность предложения по цене показывает чувствительность предложения блага (∆Q/Q) к изменению цены этого блага (∆Р/Р).
Es (P) = ∆Q ∆P
----- :-------- .
Q Р
Для понимания эластичности предложения важное значение имеет фактор времени.
В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (Es = 0) поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.
В условиях короткого периода предложение более эластично. То есть повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.
В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.
Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики государства. Допустим, государство вводит фиксированную сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S-S1.
Сумма налога распределяется между потребителями и производителями, а также включает избыточное налоговое бремя, которое представляет собой чистую потерю для общества. Эластичность позволяет определить, какую часть налога выплачивают предприниматели, а какую потребители.
В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного – потребителем.
Если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителя, а если неэластично – на производителя.