Излишек потребителя и производителя.

Линии спроса и предложения условно делят поле рыночного обмена на 4 зоны экономической активности.

1 – цена предложения превышает цену спроса – рынок продавца.

2 – «мертвая зона» - все возможные цены выше цен спроса и ниже цен предложения;

3 – зона покупателя;

4 - возможно устойчивое осуществление рыночных операций.

Любое отклонение рыночной цены от равновесного положения приводит к сужению поля осуществления обменных операций. Максимальной выгоды участники рынка достигнут в точке рыночного равновесия. Суммарная выгода, которую получат участники рынка в результате добровольного рыночного обмена, принимают форму излишков потребителя и производителя, выступающих мерой общественной выгоды от достижения равновесия.

В результате установления такого равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка, или выигрыша потребителя графически (рис. 3.9) можно изобразить через площадь PmaxEPE; в свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены (Pmin), которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы (при совокупных издержках OPminEQE). Разница между общей выручкой и совокупными издержками составляет выигрыш производителейPEEPmin.

 

P Pmax Выигрыш потребителей S   E Выигрыш производителей PE Издержки производства   Pmin D 0 G

 

Допустим, что рыночный спрос представлен в виде спроса отдельных потребителей. Субъективные оценки полезности будут разными, а значит разной, будет и готовность платить. Первый потребитель готов заплатить за единицу блага 95 руб., второ1 – 85, третий – 70, четвертый – 60, а пятый – 50 руб. Равновесная цена на рынке – 50 руб. В действительности все потребители будут покупать благо по одной и той же рыночной цене – 50 руб. Так как готовность платить отражает величину альтернативных издержек, которую соглашаются нести потребитель ради приобретения единицы блага, то покупка блага по более низкой цене приносит потребителю излишек полезности. Величина этого излишка представляет собой разницу между ценой, которую готов заплатить потребитель, и той, которую он фактически заплатил. Таким образом, в нашем случае: (95-50)+ (85-50) +(70-50)+ (60-50) +(50-50) = 110 руб.

Излишек потребителя – дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена благодаря тому, что фактически уплаченная ими цена за благо ниже той, которую они готовы платить за него.

Излишек производителя – дополнительный доход, который получат производители, обеспечивающие производство блага с предельными издержками ниже равновесной рыночной цены.

 

Задания к семинару:

1. Теория предложения.

2. Функциональный и нефункциональный спрос.