Индивидуальный Рыночный

Спрос

Анализ рыночного спроса.

Спрос –соотношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести

 

 

 
 


Индивидуальный и рыночный спрос.

Если обозначить через qij индивидуальный спрос на i-тый товар j-того покупателя, то рыночный спрос можно выразить так:

Q = Σqij.

Рыночный спрос –это форма поведения потребителей, отражающая их готовность платить за приобретаемые блага.

Величина (объем) рыночного спроса – это максимальное количество данного блага, которое готовы купить потребители при текущей цене блага в единицу времени.

Величина спроса формируется под влиянием самых разнообразных условий, которые называются детерминантами спроса. Детерминанты спроса – это факторы, оказывающие влияние на величину рыночного спроса.

Закон спроса: при прочих равных условиях потребителями будет куплено тем большее количество товара, чем ниже их рыночная цена. Величина спроса на благо находится в обратной зависимости от цены блага.

Термин «при прочих равных условиях» означает, что все другие факторы, или переменные, рассматриваются как неизменные величины, или константы. Иными словами, если все прочие условия равны, то снижение цены приводит к увеличению количества покупаемых товаров и наоборот.

Причинами этого являются, во-первых, «эффект увеличения дохода» для потребителя, и он может за эту цену приобрести больше товаров и, во-вторых, «эффект замещения», который состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Функция спроса: установленная зависимость, отражающая характер изменения величины спроса при изменении влияющих на него факторов.

Зависимость между ценой товара и спросом на него может быть представлена табличным, графическим и функциональным способами.

Табличный:

Р, руб.
Q, шт.

Графическая

 

 

 

Кривая спроса – линия, показывающая взаимосвязь между ценой блага и величиной спроса на него в единицу времени и отражающая характер изменения величины спроса на благо в зависимости от изменения цены блага.

Функциональная

Qd = f(P).

Неценовые детерминанты спроса:

- доходы населения;

- Рs – цены на товары –субституты;

- Р c– цены на комплементарные товары;

- Т – предпочтения,

- N- количество покупателей;

- E - ожидания потребителей,

-В -прочие факторы.

Аналитически функцию спроса можно представить следующим образом:

Qd = f(P; Ps; Pc; T; N; E; B).

Значение функции показывает, то количество блага, которое будет куплено при разных комбинациях влияния детерминант в выбранную единицу времени. Она несет в себе следующую информацию:

1. Описывает все возможные соотношения между ценой и величиной спроса.

2. Ее пересечение с осями координат указывает на то, что в каждый данный момент времени спрос имеет свои ограничения. Пересечение кривой спроса с горизонтальной осью указывает на то, что потребность в благе является ограниченной и даже при нулевой цене блага спрос не превысит определенной величины. Пересечение с вертикальной осью - это цена спроса, которая говорит о том, что готовность потребителей платить также является ограниченной, выражаясь в виде максимальной цены, при которой потребитель откажется приобретать благо и величина спроса упадет до нуля.

3. Кривая спроса отражает степень реагирования величины спроса на изменение цены блага, о чем говорит наклон кривой спроса.

Наклон кривой спроса – это положение в системе координат относительно горизонтальной оси, определяемое, как отношение вертикальных изменений, вызванных переходом из одной точки на кривой спроса в другую, к горизонтальным ее изменениям. Угол наклона показывает, насколько чувствительным является реагирование величины спроса на изменение цены блага.

 

 

Сравним две линии спроса с разным наклоном. Наклон линии спроса D1 = -1, а линии D2 = -1/3. Снижение цены на 30 рублей приведет к увеличению объема спроса при спросе D1 на 30 единиц, в то время как при спросе D2 – на 90 единиц. Следовательно, спрос D2 отличается более высокой чувствительностью к изменению цены.

Степень влияния на спрос каждой отдельной переменной будет разной. (на семинаре)

Однако, функциональная зависимость Qd = f(P) не отражает обратный характер зависимости между величиной спроса и ценой. При практическом применении ее необходимо конкретизирован. Если зависимость линейная, то формула примет вид:

Q -= a - bP;

Выведение функции спроса.

На примере таблицы. При условии, что функция линейна, она имеет вид Q -= a - bP величина спроса изменяется в зависимости от изменения цены. При повышении цены на 10 рублей величина спроса сокращается на 50 единиц. Таим образом, каждое повышение цены на 1 рубль приводит к снижению спроса на 5 шт. Коэффициент b равен -5. Теперь, подставив имеющиеся данные в уравнение спроса, получим функцию спроса Qd = 300 – 5Р.

При анализе спроса выделяют два разных процесса:

- изменение величины спроса – процесс, отражающий изменение объема спроса в зависимости от изменения его цены в рамках установленной шкалы спроса.

 

 

- изменение спроса – процесс, отражающий изменения готовности покупателей платить за благо, то есть большую или меньшую цен за одно и то же количество блага.

 

Изменение величины спроса выражает изменение значения функции, в то время как изменение спроса выражает изменение самой формы функции (рассмотреть на семинаре)

2. Анализ предложения.(самостоятельно)

3. Рыночное равновесие: статическая и динамическая модели.

Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага.

Параметрами, выражающими условия рыночного равновесия являются:

- равновесная цена, при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения (Р* = Рd = Рs);

- равновесный объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения (Q* = Qd = Qs).

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса.

 

 

Рис. Цена предложения превышает цену спроса.

А объем предложения не соответствовать объему спроса

 

Рис. Объем предложения превышает объем спроса.

 

Рис. Цена равновесия и отклонения от нее.

Существует два подхода к объяснению рыночного равновесия.

1. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса и предложения. Если существует избыток спроса Q2Q1 при цене Р1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цен до тех пор, пока не исчезнет избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению его и установлению цены равновесия.

 

P Избыток S A предложения P2 B   PE E   С Избыток спроса K P1 D 0 Q
Q1 QE Q2

Модель формирования равновесной цены по Л.Вальрасу

2. Главным же в подходе А. Маршалла (рис. 3.11) при формировании равновесия является разность цен между низкой ценой Р1 и высокой – Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цен спроса и цен предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены.

 

 

 
 


S

 

P2

 

PE E


P1

 

D

0 P

Q1 QE Q2

 

Модель формирования равновесной цены по А. Маршаллу

Модель Вальраса характеризует короткий период, подход Маршалла – длительный.

Статическая модель рыночного равновесия.

Теоретическое построение, отражающее описание состояния функциональной связи без учета влияния временного фактора. Именно такие модели применяются при анализе рыночного равновесия.

Для выявления закономерностей изменения равновесных состояний и вызванных этим последствий используется метод сравнительной статики, заключающийся в сравнении двух или более равновесных состояний, различия между которыми вызваны изменениями внешних переменных.

Применение метода сравнительной статики основывается на сдвигах кривых рыночного спроса и предложения. Сравнение разных равновесных состояний дает возможность :

1) определить влияние экономических параметров на рыночное равновесие;

2) объяснить последствия изменения рыночного равновесия;

3) предсказать изменения состояния рынка в будущем;

4) проследить последствия применения инструментов экономического регулирования.

Результаты анализа рыночного равновесия методом сравнительной статики позволяют вывести правила перехода к новому равновесию, которые говорят, что при стандартных, то есть подчиняющихся действию закона спроса и предложения, кривых спроса и предложения:

- расширение спроса приводит к увеличению равновесных цены и количества блага;

- сокращение спроса приводит к снижению равновесных цены и количества блага;

- расширение предложения приводит к снижению равновесной цены и к увеличению равновесного количества блага;

- сокращение предложения приводит к росту равновесной цены и к уменьшению равновесного количества блага.

Динамическая модель рыночного равновесия.

Позволяет анализировать закономерности установления рыночного равновесия с учетом фактора времени. Например: паутинообразная модель

 

 

P S   Pt P2 P4 PE E
       
 
 
   


Р3

P1

 

D

 

0 Q

Q1Q3 QE Q4Q2 Qt

 

 

При введении в модель установления рыночного равновесия фактора времени t (t = 0,2…..Т) логично предположить , что рыночный спрос формируется в зависимости от текущих цен, то есть от текущего периода t. А рыночное предложение - от цен предыдущего периода (t-1). В этом случае уравнения линейных функций рыночного спроса и предложения примут вид:

Q dt = a – bPt Qst = c + dPt-1

Из уравнения следует, что равновесная цена Р* = (а-с)/(d+b)., при которой объем спроса равен его объему предложения в данный период времени, то есть при Qdt=Qds. Если цену исходного периода взять за Р0, то рыночная цена в каждый период t будет определяться уравнением:

Рt = (Р0 – Р*)(-d/b)t + P*