Государственный бюджет

Содержание монетарной политики

Лекция 13. Монетарная политика и государственный бюджет

Основные виды биржевых операций

Деятельность бирж осуществляется по трем направлениям: купля-продажа реального товара; осуществление спекулятивных операций, объектом которых может быть будущий товар; выполнение вспомогательных функций и услуг.

Все виды осуществляемых сделок, так или иначе, вписываются в эти направления деятельности, соответствуют им по содержанию.

Биржевые сделки в зависимости от продолжительности их осуществления и характера товара делятся на два класса. Первый охватывает сделки на реальный товар. Они именуются также реальными сделками и связаны с непосредственной передачей товара продавцом покупателю. Второй класс сделки на срок или срочные сделки, называемые также фьючерсными. В них объектом купли-продажи служат обычно не сами товары, а контракты, обязательства на их поставку.

В зависимости от срока поставки сделки с реальным товаром делятся на две группы: с немедленной поставкой и с поставкой в будущем. По сроку оплаты различают кассовые сделки, при которых оплата происходит в течение ближайших двух-трех дней, и срочные, при которых права на товар передаются при заключении сделки, а денежная оплата осуществляется через определенный срок, то есть товар передается покупателю с оплатой как бы в кредит, в рассрочку.

Для снижения риска срочные биржевые сделки сопровождаются обычно операциями страхования от ценовых рисков, именуемыми хеджирование. Оригинальный способ такого страхования состоит в том, что наряду со сделкой на реальный товар одновременно заключается компенсационная (фьючерсная) сделка. Скажем, фирма, покупающая реальный товар на срок, одновременно продает на бирже адекватный фьючерсный контракт. А фирма, продающая товар, приобретает фьючерсный контракт. Это то же самое, что, не зная прогноза погоды, в летний день взять с собой зонт от дождя и зонт от солнца.

Параллельные товарным фьючерсные сделки призваны страховать товарные сделки от убытков, обусловленных изменением рыночных цен. Если одна сторона несет потери как продавец товара в связи с падением цен, то она получает эквивалентный выигрыш как покупатель фьючерсов. И наоборот, пострадавший от роста цен покупатель товара выигрывает как продавец фьючерсов.

 

Содержание монетарной политики сводится к воздействию государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества денег в обращении. Она осуществляется через Центральный банк.

Инструменты монетарной политики – это:

- норма обязательных резервов;

- учетная ставка;

- операции на открытом рынке.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки хранят в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Увеличение обязательных резервов сокращает избыточные резервы и ведет к сокращению денежной массы, уменьшение – наоборот.

Учетная ставка – это ставка процента, на котором ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка растет, то объем заимствования у ЦБ сокращается, коммерческие банки повышают ссудный процент, происходит удорожание денег. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Операции на открытом рынке – предполагают куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает его избыточные резервы, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги, и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Монетарная политика является важным элементом стабилизационной политики государства и сглаживания экономических колебаний (циклов). В период экономического подъема осуществляется рестрикционная политика, направленная на сокращение денежного предложения и снижение деловой активности. Во время спада применяется экспансионистская политика, направленная на увеличение денежного предложения и стимулирование экономической активности.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства, финансовый баланс его доходов и расходов. Через бюджетную систему происходит реализация основных функций бюджета: фискальной, регулирующей и социальной:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства;

2) функция экономического регулирования – это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения экономической политики;

3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Основными формами доходов государства являются: налоги, неналоговые поступления (доходы от государственной собственности и государственной торговли), взносы на социальное страхование, страхование от безработицы и государственные займы. Основные направления расходов государства: затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия), затраты на хозяйственные нужды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на реализацию государственных программ), расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, административно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Важнейшая причина увеличения дефицита – возрастание роли государства, расширение его экономических и социальных функций. Возрастание доходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений. Динамика бюджетных дефицитов отражает циклические колебания, спады и подъемы производства. Дефицит государственного бюджета так же может быть результатом активной государственной финансовой политики. Финансирование дефицита госбюджета осуществляется прежде всего за счёт размещения государственных ценных бумаг (внут­ренний государственный займ). Государство размещает облигации в частном секторе, тем самым оно привлекает временно свободные денежные средства частного сектора и перераспределяет денежные ресурсы в государственный сектор. Размещение облигаций в частном секторе требует высоких процентов для при­влечения кредиторов, что в дальнейшем способствует росту бюджетных расходов и внутреннего государственного долга. Размещая облигации путём учёта в Центральном эмиссионном банке (ЦЭБ), государство способствует выпуску в обращение дополни­тельной массы денежных средств. Такое финансирование дефицита госбюджета способ­ствует развитию инфляции. Данный способ финансирования называется «монетизацией государственного долга». Государство может осуществлять финансирование путём внешнего займа. В результате этого возникает внешний долг государства, который суще­ственно отличается от внутреннего. Если внутренний государственный долг не считается бременем (это долг самим себе), то внешний долг уже является поводом для беспокойства.

Следует отметить негативное воздействие внутренних государственных займов, кото­рое проявляется: во-первых, в возможности их принудительного размещения и, таким образом, нарушении рыночной мотивации частных финансовых учреждений, во-вторых, сужении возможности получения кредита частными фирмами. Выплата государственного долга чревата увеличением налогов. Значительные размеры государственного долга могут привести к дестабилизации экономики, особенно денежного обращения.

Погашение государственного долга и процентов по нему производится путем: 1)рефинансирования выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться по облигациям старых займов; 2) конверсии — изменения условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции;

3) консолидации – изменения условий займа, связанного с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные.