Лекция 11. Природа денег. Денежный рынок

Явление гистерезиса

Гистерезис — неспособность некоторых экономических переменных возвращаться к своим первоначальным значениям, после того, как причина их изменения устранена. Такое явление характерно для рынка труда. Под гистерезисом на рынке труда понимаются такие изменения, которые качественно трансформируют характеристики рабочей силы, приводят к депроффесинализации. Важную роль в «эффекте гистерезиса» играют профсоюзы, запрашивающие более высокую заработную плату. Действием «эффекта гистерезиса» объясняется ростом уровня безработицы.

 

Относительно природы денег существуют следующие концепции денег: эмпирическая, в которой деньгами называют все, что способно выступить в роли платежного средства за товары и услуги; функциональная концепция, когда к природе денег подходят через те функции, которые они выполняют (средства обмена, средства накопления стоимости, мера стоимостей всех товаров и другие функции). Марксистская концепция, которая корнями уходит в классическую, объясняет происхождение денег из внутреннего противоречия товара, которое в свою очередь обусловлено основным противоречием товарного производства между общественным характером производства и частной собственностью. Маржиналистская концепция денег в основу стоимости денег кладет, во-первых, их полезность, состоящую в способности денег обмениваться на товары и услуги; во-вторых, запас денег находящихся в обращении.

Общее во всех концепциях: деньги — средство обмена товаров.

Расхождение — в подходе к формированию стоимости денег.

Деньги — это всеобщее средство платежа, которое опосредует обмен товарами и услугами.

Деньги обладают номинальной и реальной стоимостью.

В денежном обороте могут участвовать товарные и кредитные деньги. Товарные деньги обладают реальной стоимостью, совпадающей с номинальной (золото). Кредитные деньги — это знаки стоимости.

Денежный рынок — это сегмент финансового рынка на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень Процентной ставки, «цену» денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.

По правилу монетаристов, государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста реального ВВП, тогда уровень цен в экономике будет стабилен.

Предложение денег осуществляется банками-Центральным и коммерческими. Главная операция, позволяющая расширить денежное предложение – выдачи ссуд.

Денежное предложение – общий объем денежных средств, находящихся в обращении, включая наличные и безналичные деньги. Предложение денег образует денежную массу, которая характереризуется денежными агрегатами. МО – наличные деньги (монеты и банкноты), М1=МО+деньги на счетах и депозитах, М2=М1+срочные вклады населения.

Количественная теория денег определяет спрос на деньги (Md) с помощью уравнения обмена: M·V=P·Q.

Спрос на деньги зависят от трех факторов: уровня доходов, скорости обращения денег, ставки процента.

Классическая теория в качестве главного рассматривает реальный доход, кейнсианская — ставку процента.

Кейнсианская теория спроса на деньги — теория предпочтения ликвидности — выделяет три мотива, побуждающих людей хранить деньги в виде наличности:

– трансакционный мотив (потребность в наличности для текущих сделок);

– мотив предосторожности (хранение определенной суммы наличности на случай непредвиденных обстоятельств);

– спекулятивный мотив (намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком, знанием того, что принесет будущее) основан на обратной зависимостью между ставкой процента и курсом облигаций).

Уровень процентной ставки определяет решения рыночных субъектов о покупке-продаже ценных бумаг и вкладах в банки, что соответственно оказывает влияние на денежный спрос. Спрос на деньги находится под влиянием уровня реального дохода и цен, также как и на величину сбережений. Денежный спрос зависит и от количества товаров и услуг.

Равновесие на денежном рынке достигается при определённой ставке процента (r) (рис. 11.1):

r Md Ms

 
 

 


M/P

 

Рис. 11.1. Равновесие на денежном рынке: Ms-предложение денег, Md-спрос на деньги, M-количество денег, P-уровень цен.