Современная кредитно-денежная система и ее элементы.

Кредит, его виды и функции.

Лекция 7 Денежно кредитная система и политика.

2) Современная денежно кредитная система государства, ее структура и элементы.

3) Направления денежно кредитной политики.

Кредит - движение капитала в денежной и товарной форме, осуществляемое на условиях срочности, платности и возвратности.

1) Отчисления на восстановление изношенного каптала (амортизация)

2) Временно свободные денежные средства предприятия.

3) сбережения домашних хозяйств.

Существует 2 основных формы кредита.

1) Коммерческий кредит.

2) Банковский кредит.

Коммерческий кредит – это кредитное отношение между субъектами хозяйственной деятельности в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.

Часто оформляется векселем.

Банковский кредит предоставляется специализированными финансово-кредитными учреждениями (банками) в виде денежных ссуд.

По назначению выделяют:

1) потребительский кредит (предоставляется физ. лицам для приобретения товаров длительного пользования или услуг)

2) для приобретения недвижимости и под залог этой недвижимости.

В зависимости от субъектов кредитных отношений выделяют гос. кредит в котором в качестве заемщика или кредитора выступает государство.

Движение ссудного капитала между странами.

В зависимости от сроков выделяют:

1)краткосрочный кредит (до 1 года)

2)среднесрочный кредит (от 1 до 5 лет)

3) долгосрочный кредит (свыше 5 лет).

Функции кредита.

1) аккумулирующая

2) перераспределительная (перераспределение денежных средств между отраслями хозяйства.)

3) Функция экономии издержек обращения путем использования кредитных и безналичных денег.

4) Функция кредитного регулирования экономики. (совокупность мероприятий государства для изменения объемов и динамики кредита в целях воздействия на хоз процессы.

Кредитно-денежная система-совокупность кредитно расчетных отношений, форм и методов кредитования, а также кредитно-финансовых институтов или учреждений.

Современная кредитно-денежная система большинства развитых стран мира является двухуровневой.

Первый уровень представлен Центральным банком государства.

На втором уровне находятся коммерческие банки и специализированные небанковские финансово кредитные учреждения.

Центральный банк - главное звено денежно-кредитной системы (Банк банков или кредитор последней инстанции)

Функции Центрального банка:

1) Эмиссионная функция (выпуск денег в обращение).

2) Функция аккумуляции и хранения обязательных банковских резервов.

3) Хранение официальных золотовалютных резервов государства.

4) Кредитование коммерческих банков.

5) Предоставление кредитов и выполнение расчётов для правительственных органов.

6) Проведение денежно-кредитной политики государства.

Коммерческие банки – учреждения, осуществляющие универсальные операции по кредитованию хоз. субъектов за счет денежных капиталов полученных ими в виде денежных вкладов.

В современной деятельности коммерческих банков имеют место две противоположные тенденции: универсализация и специализация.

Банковские операции делятся на три группы:

1) Пассивные

2) Активные

3) Банковские услуги.

Пассивные операции направлены на привлечение и формирование средств банка.

Депозиты бывают:

- Срочными

- До востребования

- Активными (размещение средств банка с целью получения прибыли). Пример: вложение средств в недвижимость

Банковские услуги – обмен валюты, ведение счетов ФЛ и ЮЛ, денежные переводы, съем сейфовой ячейки.

К специализированным небанковским институтам относятся:

1) Пенсионные фонды

2) Инвестиционные фонды и компании

3) Страховые компании

4) Сберегательные учреждения

С банками эти институты роднит то, что они тоже аккумулируют свободные денежные средства и вкладывают их с целью получения прибыли

Направления и методы денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика – совокупность государственных мероприятий в области регулирования денежного обращения и кредитных отношений.

Основные цели денежно-кредитной политики:

- борьба с инфляцией

- регулирование деловой активности в стране.

Существуют два направления денежно-кредитной политики.

1) Расширительная денежно-кредитная политика (кредитная экспансия), направленная на стимулирование кредита и деловой активности в стране в периоды экономического спада и депрессии.

2) Ограничительная денежно-кредитная политика (кредитная рестрикция), направленная на ограничение кредита и сдерживания деловой активности в периоды экономического подъема для избежания «перегрева» экономики.

Методы денежно кредитной политики делятся на две группы:

1) Общие методы, направленные на регулирование денежного обращения и кредита в целом.

2) Селективные методы, направленные на регулирование конкретных видов кредита или кредитования конкретных отраслей.

Общие методы кредитно-денежной политики включают в себя:

1) Изменения ставки рефинансирования (учетная, дисконтная политика).

Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой центральный банк кредитует коммерческие банки. Повышение ставки рефинансирования удорожает кредит и ограничивает деловую активность в стране. Снижение ставки рефинансирования удешевляет кредит и стимулирует деловую активность в стране.

2) Операции на открытом рынке – это покупка/продажа центральным банком государственных ценных бумаг на межбанковском рынке.

Путем продажи государственных ценных бумаг, центробанк уменьшает денежную массу и снижает возможности кредитования. Путем покупки государственных ценных бумаг центробанк увеличивает денежную массу и возможности кредитования.

3) Изменения норм обязательных резервов коммерческим банкам.

К селективным методам денежно кредитной политики относят:

1) Контроль по отдельным видам кредитов (ипотечные кредиты)

2) Регулирование риска и ликвидности банковских операций путем установления обязательных нормативов.

 

 

Лекция 8 Бюджетно-налоговая система и политика государства.

1)Государственный бюджет и его структура

2)Понятие, виды и способы финансирования государственного долга

3)Налоговая система и ее элементы

4)Основные направления бюджетно-налоговой политики государства.

Государственный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Государственный бюджет включает в себя доходную и расходную часть.

Доходная часть показывает источники поступления денежных средств и включает в себя:

1)Налоги, пошлины, сборы

2)Доходы от внешнеэкономической деятельности государства

3)Доходы от приватизации государственной собственности.

Расходная часть показывает направление использования государственных денежных средств:

1) Содержание государственного аппарата.

2) Социальные и культурные программы.

3) Национальная оборона и охрана правопорядка

4) Финансирование экономики

5) Обслуживание государственного долга

Если доходы больше расходов бюджет является профицитным, если расходы больше доходов бюджет является дефицитным, если расходы равны доходам, то бюджет является сбалансированным.

В структуре бюджетной системы государства выделяют три уровня.

1) Федеральный бюджет

2) Бюджеты субъектов федерации или региональные бюджеты

3) Бюджеты органов местного самоуправления (местные бюджеты).

Отношения между бюджетами разных уровней называются бюджетным федерализмом. Основной принцип бюджетного федерализма – автономность всех трех уровней бюджетной системы.

Совокупность федерального бюджета, региональных и местных бюджетов называется консолидированным бюджетом государства.

Также в состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды, т. е денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не входящие в государственный бюджет. (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования)

 

Понятие виды и методы финансирования государственного долга.

Государственный долг – сумма накопленных за определенный период дефицитов за вычетом бюджетных профицитов. Выделяют внутренний и внешний государственный долги.

Внутренний государственный долг - долговые обязательства государства, выраженные в национальной валюте, перед физическими и юридическими лицами, резидентами данной страны в форме кредитов, государственных займов, гарантированных правительством

Внешний государственный долг – долговые обязательства государства, выраженные в иностранной валюте, перед иностранными государствами, физическими и юридическими лицами, гарантированные правительством.

Методы финансирования государственного долга

1) Погашение долга за счет золотовалютных резервов страны.

2) Реструктуризация или консолидация внешнего долга, т. е изменение сроков его погашения, снижение процентных ставок или списание части долга.

Для проведения переговоров по реструктуризации долга, кредиторы объединяются в организации (Лондонский клуб банков кредиторов, Парижский клуб стран кредиторов)

3) Конверсия внешнего долга, т. е превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале предприятий.

4) Обращение страны должника к международным финансовым организациям (международный валютный фонд, международный банк реконструкции и развития.)

Последствия государственного долга.

1) Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах населения, поскольку большая часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения.

2) Повышение налоговых ставок снижает экономические стимулы производства и интерес к долгосрочным капиталовложениям, а также усиливает социальную напряженность в обществе.

3) Существование внешнего долга предполагает передачу части ВВП страны за рубеж

4) Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.

Налоговая система и ее элементы.

Налоговая система - совокупность снимаемых в государстве налогов, пошлин и сборов, а также форм и методов их построения.

Налог - обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж взимаемый с физических и юридических лиц в пользу государства.

Функции налогов.

  1. Социальная (перераспределение доходов между отдельными социальными группами с целью сглаживания неравенства между ними.)
  2. Фискальная (пополнение средств государственного бюджета)
  3. Регулирующая (сглаживание циклических колебаний экономики, изменение уровня цен, капиталовложений и.т.д)

Классификация налогов.

  1. По уровню бюджетной системы выделяют:

А) Федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на доход физических лиц, гос. пошлина.)

Б) Региональные налоги (налог на имущество юридических лиц, транспортный налог)

В) Местные налоги (налог на землю, налог на имущество физических лиц

2. В зависимости от ставки налогообложения выделяют:

А) Прогрессивные налоги (ставка налогообложения растет с увеличением дохода)

Б) Регрессивный налог (ставка налога снижается при увеличении дохода)

В) Пропорциональный налог (ставка налога не изменяется в зависимости от уровня дохода)

  1. В зависимости от фактического плательщика, налоги бывают:

А) Прямые (налог на имущество, подоходный налог)

Б) Косвенные налоги, уплата которых перекладывается на потребителя (НДС, акцизы)

Налоги являются основным источником доходов государственного бюджета.

Зависимость между ставкой налога и объемов налоговых поступлений в бюджет показывает кривая Лаффера.

 

Кривая Лаффера показывает, что при повышении ставки налога доходы государства увеличиваются до определенной точки М, после чего начинают снижаться. Налоговые доходы государства одинаковы при высокой ставке налога N3 и при более низкой N2, однако низкая налоговая ставка стимулирует совокупный спрос производства, сбережения и инвестиций.

 

4.Бюджетноналоговая или фискальная политика.

- это использование возможностей государства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования экономической активности и решения социальных задач.

Бюджетно-налоговая политика складывается из двух направлений :

- дискреционной политики

- недискреционной или автоматической политики .

Дискреционная фискальная политика - сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на экономический рост, занятость и инфляцию.

Существует расширительная и ограничительная дискреционная политика.

Расширительная проводится в ситуации экономического спада, путем снижения налогов и увеличения государственных расходов, что стимулирует совокупный спрос, но приводит к возрастанию бюджетного дефицита.

Ограничительная политика проводится при резком возрастании совокупного спроса, приводящем к увеличению уровня цени включает в себя повышение ставок налогов и снижение государственных расходов .

Автоматическая фискальная политика – это экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономической ситуации без вмешательства со стороны государства. Такие механизмы называют «встроенными» стабилизаторами, они предусмотрены законодательно и встроены в расходную часть бюджета (пособие по безработице, налог на прибыль предприятий, прогрессивный подоходный налог.)

 

Лекция 9 Социальная политика государства.

1.) Доходы населения и дифференциация.

2.) Уровень жизни населения и его определение.

3.)Социальная политика государства.

Доходы населения – это сумма материальных средств и материальных благ, полученных (произведенных) домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Существуют следующие виды доходов:

  1. Денежные доходы включающие в себя:

- социальные трансферты, зар. плату, доходы от предпринимательской деятельности и их виды, доходы от собственности в виде процента, ренты, дивидендов.

  1. Натуральные доходы (продукция, произведенная внутри домашнего хозяйства для собственного потребления.)
  2. Совокупные доходы (общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом бесплатных или льготных услуг)
  3. Номинальные доходы (денежные доходы без учета налогообложения и изменения уровня цен)
  4. Располагаемые доходы (номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей)
  5. Реальные доходы (номинальные, скорректированные на величину изменения цен и тарифов)
  6. Реальные располагаемые доходы (денежные доходы текущего периода за вычетом налогов и обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен)

Различие уровня доходов на душу населения или на одного занятого называется дифференциацией доходов.

Для количественной оценки дифференциации доходов населения применяют следующие методы:

  1. Кривая Лоренца, при построении которой на оси абсцисс откладывают доли семей в процентах от общего числа, а по оси ординат доли доходов рассматриваемых семей в процентах от общего дохода.

Чем ближе кривая Лоренца к линии абсолютно справедливого распределения доходов, тем меньше дифференциация доходов в обществе.

  1. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини)

Чем больше коэффициент Джини тем сильнее неравенство в распределении доходов общества.

  1. Децильный коэффициент – отношение средних доходов 10% наиболее обеспеченных граждан к средним доходам 10% наименее обеспеченных граждан.
  2. Квинтильный коэффициент - соотношение между средними доходами 20% наиболее обеспеченных граждан и 20% наименее обеспеченных граждан.
  3. Квартильный коэффициент – это соотношение между средними доходами 25% наиболее обеспеченных граждан и 25% наименее обеспеченных граждан.

Уровень жизни населения.

Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных или разумных потребностей.

Стоимость жизни – денежная оценка плат и услуг фактически потребляемых в среднем домохозяйстве в течении определенного периода времени и соответствующих определенному уровню потребности.

Можно выделить 4 уровня жизни населения:

  1. Достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека.
  2. Нормальный уровень – рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил.
  3. Бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы.
  4. Нищета – минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых позволяет только поддерживать жизнеспособность человека.

Количественными показателями уровня жизни являются минимальный доход или прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда МРОТ, минимальный размер пенсии по старости.

Лекция №7

Минимальный доход или прожиточный минимум - это уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора товаров и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности и сохранения здоровья человека. В него включаются расходы на продукты питания, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.

Прожиточный минимум рассчитывается на основании потребительской корзины. Минимальная потребительская корзина – это совокупность минимумов потребления, продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

! состав минимальной потребительской корзины в РФ(в других странах)!

Прожиточный минимум рассчитывается для населения в целом, отдельно для трудоспособного населения с выделением мужчин и женщин, отдельно для пенсионеров и детей с выделением возраста от 0-6 лет и от 7-15.

Прожиточный минимум рассчитывается в целом по стране и отдельно для каждого региона. На 2011 год в целом по России 5902 рубля, для трудоспособного населения 6273рубля. По Белгородской области 4777 в среднем, 5137 для трудоспособного населения.

Основная задача количественного исследования уровня жизни – выявление семей живущих за чертой бедности.

Порог бедности - денежная сумма благодаря которой домашнее хозяйство может приобрести минимально необходимый набор товаров и услуг.

Социологи и экономисты выделяют абсолютную и относительную бедность.

Абсолютная бедность – состояние при котором невозможно удовлетворение даже минимальных потребностей, обеспечивающих биологическую выживаемость.

Относительная бедность – невозможность поддерживать общий уровень жизни принятый в данном обществе.

Социальная политика – совокупность государственных мероприятий направленных на регулирование социальных процессов в обществе. Выделяют 2 направления социальной политики:

1) Обеспечение определенного уровня благосостояния всех членов общества (перераспределение доходов в обществе , выплата пенсий и пособий нетрудоспособным, малообеспеченным и безработным, общее образование, необходимая медицинская помощь и.т.д)

2) Обеспечение благоприятных возможностей для предпринимательства и труда:

- Либерализация условий предпринимательства

- Поощрение малого бизнеса

- Поддержка высокой занятости

- Регулирование трудовых отношений.