Ожидаемые прибыли от инвестиций.
Процентные ставки.
II. Инвестиционные расходы.
Налоги с потребителей.
Задолженности потребителей.
Высокий уровень задолженности потребителей, образовавшийся, например, в результате большого количества прежних покупок в кредит заставит потребителей сократить текущие расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги, следовательно, уменьшится и совокупный спрос.
Уменьшение ставок подоходного налога или любых индивидуальных налогов, которые уплачивают потребители, приведёт к росту их располагаемого дохода. В результате, количество покупок при данном уровне цен возрастет.
Таким образом, это означает, что снижение налогов приводит к смещению кривой совокупного спроса вправо, а увеличение этих налогов - к смещению влево.
Расходы на инвестиции, то есть закупки новых средств производства являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы купить при данном уровне цен, приводит к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот: увеличение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы купить при данном уровне цен, ведет к увеличению совокупного спроса и смещению кривой вправо. К подобным изменениям в инвестиционных расходах приводят: процентные ставки, ожидаемые прибыли, технология, налоги и избыточные мощности.
«При прочих равных условиях» увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса.
Уточнение:
В данном случае не имеется в виду «эффект процентной ставки», который возникает в результате изменения уровня цен. Здесь речь идет об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений объема денежной массы в стране. Увеличение объёма денежной массы ведет к уменьшению процентной ставки и тем самым к увеличению капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к росту процентной ставки и сокращению инвестиций.
Прогнозы на получение прибыли на вложенный капитал увеличивают спрос на новые инвестиционные товары и, тем самым, приводят к росту совокупного спроса и смещают кривую совокупного спроса вправо.
Например:
Предполагаемый рост потребительских расходов может в свою очередь стимулировать и инвестиции в надежде на будущие прибыли и, наоборот, если перспективы на получение прибыли от будущих инвестиционных программ не ясны, например, из-за ожидаемого сокращения потребительских расходов, то это приведет к сокращению затрат на новые средства производства и к уменьшению совокупного спроса.