Ожидания потребителей.

Благосостояние потребителей (или богатство).

Потребительские расходы.

IV. Факторы, изменяющие расходы на чистый объем экспорта данной страны.

III. Изменения в государственных расходах на конечную продукцию предприятий.

1. Национальный доход других стран.

2. Валютные курсы.

Потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров, независимо от уровня цен (или даже при неизменном уровне цен). В таком случае вся кривая совокупного спроса смещается. К подобным изменениям в потребительских расходах приводят: благосостояние, ожидания, задолженность и налоги с потребителей.

В данном случае под благосостоянием (или богатством) потребителей понимают все активы, которыми владеют потребители. Это и финансовые активы (акции, облигации и т.д.) и материальные ценности.

Уменьшение реальной стоимости этих активов при любом уровне цен означает, что потребители реально стали беднее. В результате, потребительские расходы уменьшаются (сбережения в это время увеличиваются), что приведет к сокращению совокупного спроса и смещению кривой влево. И наоборот, увеличение реальной стоимости финансовых и материальных активов потребителей вызовет увеличение расходов потребителей даже при неизменном уровне цен. В результате, совокупный спрос увеличится, и кривая сместится вправо.

Уточнение:

В данном случае не имеется в виду «эффект богатства», который является ценовым фактором, изменяется в результате изменения уровня цен и предполагает стабильную кривую совокупного спроса. Здесь - это неценовой фактор, который приводит к изменению в совокупном спросе даже при неизменном уровне цен и смещает всю кривую совокупного спроса.

Пример:

Резкое повышение курса акций, которыми владеют потребители даже при неизменном уровне цен, приведет к росту расходов потребителей и совокупного спроса. Но резкое уменьшение стоимости недвижимости потребителей может привести к сокращению их расходов и, следовательно, совокупный спрос уменьшится.

Если потребители ожидают, что в ближайшем будущем их реальные доходы увеличатся, они готовы тратить большую (сберегать меньшую) часть своего текущего дохода. Тогда рост потребительских расходов вызовет и рост совокупного спроса. Или они ожидают значительного повышения цен на товары и услуги. Очевидно, что в это время потребительские расходы увеличатся (сбережения уменьшатся) и приведут к росту совокупного спроса, если потребители примут решение купить товары и услуги заранее до повышения цен. Если же потребители ожидают в ближайшем будущем уменьшения денежного дохода, то они могут принять решение тратить меньшую (сберегать большую) часть своего текущего дохода. Тогда уменьшение потребительских расходов вызовет уменьшение совокупного спроса. То же самое произойдет и в том случае, если потребители ожидают, что в скором времени цены на товары и услуги уменьшатся, то есть они могут принять решение купить товары после снижения цен.