Необходимость общей модели.

Инфляция издержек.

Инфляция может также возникнуть в результате изменения издержек и предложения на рынке. Иначе говоря, существуют периоды, когда уровень цен возрос, несмотря на то, что совокупные расходы не были избыточными или периоды, когда объём производства и уровень занятости уменьшились (что свидетельствует о недостаточности совокупных расходов) при одновременном увеличении общего уровня цен.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу реального объёма производства в экономике сокращает прибыли предприятий и вслед за этим объём продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате, уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики, а это уменьшение предложения и вызывает рост цен. Следовательно, по этой схеме, именно издержки, а не спрос приводят к росту цен.

Два самых важных источника инфляции, обусловленной ростом издержек, это повышение номинальной заработной платы и цен на сырьё и электроэнергию.

 

Тема 3.Совокупный спрос и совокупное предложение.

 

Модель спроса и предложения для одного товара не даёт ответов на несколько важных экономических вопросов, а именно:

1). Почему вообще цены повышаются и понижаются?

2). Почему общий уровень цен остаётся относительно постоянным в одни периоды, а в другие периоды резко повышается?

3). Что определяет реальный объём национального производства, и почему в одни периоды он увеличивается, а в другие периоды быстро сокращается по сравнению с предшествующим уровнем?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, прежде всего, объединить или агрегировать все отдельные рынки страны в единый общий рынок.

Это значит, что необходимо объединить тысячи цен на самые разные товары в единую совокупную цену или в уровень цен, и точно так же объединить всё равновесное количество товаров в единое целое или реальный объём национального производства. Объединение всех цен в уровень цен и всего равновесного количества товаров в реальный объём национального производства называется агрегированием. А уровень цен и реальный объём национального производства называется совокупностями или агрегатами.

В связи с этим, при построении прямых совокупного спроса и совокупного предложения следует изменить название осей координат графика: «цену за единицу товара» на «уровень цен», а «количество товара» на «объём производства».

 

Тема 3 (1) Совокупный спрос.

 

Определение. Совокупный спрос показывает различные объёмы товаров и услуг, т.е. реальный объём национального производства, который готовы купить потребители внутри страны, предприятия, государство и иностранцы при любом возможном уровне цен.

«При прочих равных условиях», чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объёма национального производства захотят купить отечественные и зарубежные потребители, государство и предприятия и, наоборот, чем выше уровень цен, тем меньшую часть реального объёма национального производства они готовы купить.

Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объёмом национального производства, на который был предъявлен спрос, является обратной или отрицательной.