ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

ЛИТЕРАТУРА

Тесты

Выберите правильный ответ.

1. Конечной целью криминального производства явля­ется:

а) получение максимального дохода;

б) удовлетворение потребности людей;

в) производство материальных и духовных благ;

г) ни одно из вышеперечисленных.

Кроссворд

По горизонтали. 1.Ставки налогов, устанавливаемые в аб­солютной сумме на единицу объекта налогообложения незави­симо от размера дохода. 2. Превышение доходной части бюдже­та над его расходной частью. 3. Система экономических отношений, связанных с образованием, распределением и ис-


пользованием фондов денежных средств. 4. Одна из функций финансов. 5. Товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента стоимости.

По вертикали. 6.Один из субъектов финансовых отноше­ний. 7. Ставки налогов, предполагающие снижение их величи­ны по мере роста дохода. 8. Налог, включаемый в цену товара или тариф на услугу и оплачиваемый покупателем при покуп­ке товара (услуги). 9. Превышение расходной части бюджета над его доходной частью. 10. Обязательные сборы с юридиче­ских и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства.


Нормативная литература

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1995.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1—2. М.:ИНФРА-М —НОРМА, 1997.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1-2. М.: ИКФ «ЭКСМОС», 2002.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации. Ростов-на-
Дону: Феникс, 2001.

5. Закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 де­кабря 1995 г.

6. Закон «О банках и банковской деятельности» № 395-ФЗ от 2 декабря 1990 г.

7. Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
№ 1488-1 от 25 июля 1991 г.

8. Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г.

9. Закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г.

 

10. Закон «О валютном регулировании и валютном контро­ле» № 3615-1 от 9 октября 1992 г.

11. Закон «О государственной поддержке малого предприни­мательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г.

12. Закон «О естественных монополиях» 147-ФЗ от
17 августа 1995 г.

13. Закон «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 фев­раля 1992 г.

14. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22 марта 1991 г.

 

15. Закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 г.

16. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 8 января 1998 г.



17. Закон «О приватизации государственного имущества
и об основах приватизации муниципального имущества в Рос­
сийской Федерации» № 123-ФЗ от 21 июля 1997 г.

18.Закон «О производственных кооперативах» № 41-ФЗ от 8 мая 1996 г.

19. Закон «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г.

20. Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»
№ 2383-ФЗ от 20 февраля 1992 г.

Учебно-методическая литература

21. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебное по­собие. Новосибирск: ТОО «ЮКЭА», НПК «Модус», 1996.

22. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. М.: БЕК, 1996.

23. Бетге Й. Балансоведение Пер. с нем. Под ред. В.Д. Но­водворской). М.: Бухгалтерский учет, 2000.

24. Большой юридический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998.

25. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студен­тов средних специальных учебных заведений. М.: Юристъ, 1998.

26. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: вопросы-ответы. Ключевые понятия. Логика курса: Учебное пособие. М.: Юри­дическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2000.

27. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. М.:
Юристъ, 2001.

28. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев / Под ред. Г.П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1997.

29. Воложенкин Б.В. Экономические преступления. СПб.: Юридический центр-Пресс, 1999.

30. Верин В.П. Преступления в сфере экономики: Учебно-практическое пособие. Изд. 2-е, доп. М.: Дело, 2001.

31. Герчикова ИМ. Международные экономические организа­ции: регулирование мирохозяйственных связей и предпринима­тельской деятельности: Учебное пособие. М.: Консалтбанкир, 2001.

32. Гусъкова М.Ф., Стерликов В.Ф., Стерликов Ф.Ф. Эконо­мика: 100 ответов: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1999.


33. Дайджест экономической теории: Учебное пособие / Под ред. В.М. Соколинского. М.: Аналитика-Пресс, 1998.

ЪА.Долан Э.Дж., ЛиндсейД. Микроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; под ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994.

35. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. М.: Флин­
та; Московский психолого-социальный институт, 1999.

36. Забоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической тео­
рии: Учебное пособие. М.: Рыбари, 2000.

37. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. М.:
Юристъ, 2000.

38. История экономических учений: Учебник для эконом, спец. вузов / М.Н. Рындина, Е.Г. Василевский, В.В. Голосов и др. М.: Высшая школа, 1983. 559 с.

39. Казаков А.П., Карчевский П.А. Реферат-дайджест учеб­ника Макконнелла К., Брю С. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика. В 2 т. Пер. с англ. Изд. 11-е. М.: Республика, 1992; М.: Менеджер, 1993.

40. Камаев В.Д. и др. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. М.: ВЛАДОС, 1998.

41. Камаев В.Д. и др. Экономическая теория: Учебник. М.: ВЛАДОС, 1998.

42. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учеб­ник. М.: Финансы и статистика, 1998.

 

43. Короткое А.П. Преступление в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности в Рос­сии: Научно-практическое издание. М.: ПРИОР, 2002.

44. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.

45. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2000. Изд. 3-е доп. С. 716.

46. Курс экономической теории. Общие основы экономи-че-ской теории, микроэкономика, макроэкономика, пере­ходная экономика: Учебное пособие / ред. А.В. Сидорович. М.:МГУДИС.

47. Курс экономической теории: Учебник, изд. 4-е перераб. и доп. Киров: АСА, 2000.


 



Тема 1. Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен. Система информационного обмена. Сети информационного обмена

 

1. Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» - разъяснение, изложение, сведения. В качестве синонимов иногда используют такие понятия как «сообщение» и «данные». Вместе с тем, следует отметить отличительные особенности этих терминов.

Данные представляют собой набор символов или цифр, представляя соответственно текст или число.

Сообщение включает в себя набор данных, объединенных общим контекстом или смыслом.

Информация извлекается из сообщения и зависит от объекта воспринимающего (обрабатывающего) это сообщение. Результат зависит от свойств этого объекта. В зависимости от целей и интересов из одного и того же сообщения можно извлечь совершенно разную информацию.

Пример с самолетом.

Информация может быть передана устно и письменно, с помощью электрических сигналов и электромагнитных волн и др. После обработки, преобразования, систематизации может быть получена новая информация, новые знания.

В философском смысле информация есть отражение реального мира, сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Таким образом, понятие информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает.

Процессы преобразования информации связаны с информационными технологиями.

Под технологией (techne – мастерство, искусство) понимают обычно либо совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства (например, технология металлов, химическая технология, технология строительства и др.), либо науку о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства.

Рассматривая технологию как науку о производстве материальных благ, в ней можно выделить три аспекта: информационный, инструментальный и социальный. Информационный аспект включает описание принципов и методов производства, инструментальный – орудия труда, с помощью которых реализуется производство, социальный – кадры и их организацию.

Особенностью ИТ является то, что в ней и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи. ИТ как наука о производстве информации (И) возникала именно потому, что информация стала рассматриваться как реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Производство информации и ее верхнего уровня – знаний – оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий.

Для реализации научно-технической идеи требуется выполнение, по крайней мере, трех основных условий:

· Идея не должна противоречить известным законам науки;

· В ее реализации должна быть остро заинтересована значительная часть общества;

· Должен быть достигнут уровень технологии общественного производства, обеспечивающий эффективную реализацию заложенных в идею технических принципов.

Рассмотрим выполнение этих условий для реализации информационной машины.

Одновременно с развитием процесса накопления знаний в обществе шел процесс формирования обособленной профессиональной группы, для которой сначала основным, а затем и единственным «служебным занятием» является работа с информацией. Живой барьер к накопленным знаниям, хранимым жрецами, монахами, переписчиками и толкователями книг, начал разрушаться только после изобретения книгопечатания, которое повлекло развитие наук, а это, в свою очередь, ускорило темпы накопления профессиональных знаний. Знания стало возможно тиражировать и сделать их доступными для многих участников трудового процесса. Знания стали основой плодотворных научных направлений. Таким образом, книгопечатание создало информационные предпосылки ускоренного роста производительных сил. Появление простейших информационных технологий можно отнести к началу письменности. Наступила эра бумажной ИТ. Потребность в передаче и обмене информацией человечество испытывало на ранних стадия своего развития. Для ускорения передачи информации использовались костры (факелы Полибия), курьеры, почта, семафорный телеграфии др. С изобретением электрического телеграфа и телефона изменились возможности передачи информации. Изобретение телефона, радио, телевидения, а затем ЭВМ, цифровых систем связи и вычислительных сетей, создание ПЭВМ и его невероятно быстрое распространение и развития именно в качестве инструментального средства накопления, преобразования, обработки и передачи информации позволили новым информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности.

Основу автоматизированных ИТ составляют следующие достижения:

· Средства накопления больших объемов информации (магнитные и оптические диски);

· Средства связи, позволяющие воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара;

· Компьютер, позволяющий по определенным алгоритмом обрабатывать и отображать информацию, накапливать и генерировать знания.

ИТ направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных операций, следовательно, на ускорение НТП общества.

Сама по себе И может быть отнесена к абстрактным понятиям типа «математические». Однако ряд особенностей приближает ее к материальному миру. Информацию можно записать, получить, стереть, передать. Она не может возникнуть из ничего. Однако при передаче И из одной системы в другую, количество И в передающей системе не уменьшается, хотя в принимающей – обычно увеличивается. Наблюдается независимость И от ее носителя, так как возможны ее преобразование и передача по различным физическим средам с помощью разнообразных физических сигналов безотносительно к ее семантике. И о любом материальном объекте может быть получена путем наблюдения, натурного или вычислительного эксперимента или путем логического вывода. В связи с этим И делят на априорную и апостериорную (полученную в результате эксперимента или наблюдения).

Для того, чтобы в материальном мире происходили обмен И, ее преобразование и передача, должны быть использованы источник информации, передатчик, канал связи, приемник и получатель информации. Среда передачи объединяет источник и получателя информации в ИС.

 

Рис.1. Информационная система

Подобные ИС возникают не только среди людей, а в животном и растительном мире.

Получатель И оценивает ее в зависимости от того, для какой задачи она будет использована. Поэтому И обладает свойством относительности.

Одна и та же И имеет для одного получателя глубокий смысл и обладает чрезвычайной ценностью, а для другого – является либо давно известной, либо – бесполезной.

В зависимости от того, с каких позиций оценивается И, различают такие ее аспекты, как синтаксический, семантический и прагматический.

Синтаксический аспект связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств. На синтаксическом уровне рассматриваются формы представления И для ее передачи и хранения. Обычно И, предназначенная для передачи, называется сообщением. Сообщение м.б. представлено в виде знаков и символов, преобразовано в электрическую форму, закодировано и промодулировано для обеспечения возможности передачи по выбранному каналу связи. Характеристики процессов преобразования сообщения для его передачи определяют синтаксический аспект И при ее передаче. При хранении синтаксический аспект определяется другими формами представления И, которые позволяют наилучшим образом осуществить поиск, запись, обновление, изменение И в информационной базе. Информацию, рассмотренную только относительно синтаксического аспекта, часто называют данными.

Семантический аспект отражает смысловое содержание И и соотносит ее с ранее имевшейся И. Смысловые связи между словами или другими элементами языка отражает тезаурус. Тезаурус состоит из двух частей: списка слов и устойчивых словосочетаний, сгруппированных по смыслу, и некоторого ключа, например алфавитного, позволяющего расположить слова в определенном порядке. При получении И тезаурус может изменяться, и степень этого изменения характеризует воспринятое количество И.

Прагматический аспект определяет возможность достижения поставленной цели с учетом полученной И. Этот аспект отражает потребительские свойства И. Если И оказалась ценной, поведение ее потребителя меняется в нужном направлении. Проявляется прагматический аспект И только при наличии единства И (объекта), потребителя и поставленной цели.

Информация проходит три этапа, которые и отражают все указанные аспекты. Сначала наблюдается некоторый факт окружающей действительности, который отражается в сознании в виде определенного набора данных. Затем, после определенной структуризации этих данных в соответствии с конкретной предметной областью, формируется знание о наблюдаемом факте, что отражает семантический аспект полученной И. И в виде знаний имеет высокую степень структуризации, что позволяет выделять полную И об окружающей нас действительности и создавать информационные модели исследуемых объектов. Полученные знания используются в практике для достижения поставленных целей, что отражает прагматический аспект И.

И классифицируется по видам. Научная информация – это И, наиболее полно отражающая объективные закономерности природы, общества и мышления. Ее подразделяют по областям получения, или пользования: на политическую, экономическую, техническую, биологическую, физическую и др.; по назначению: на массовую и специальную.