Производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.

Преимущества и недостатки основных форм предпринимательства

 

Формы предприятий Преимущества Недостатки
Индивидуаль­ное — 70% от числа предприя­тий в США, 6% в объеме продаж Легко учредить, значи­тельная свобода дей­ствий, существенный стимул эффективной работы Ограниченность финан­совых средств, трудности совмещения функций контроля и управления, полная финансовая от­ветственность
Партнерство — 10% от числа предприятий в США, 4% вы­ручки от продаж Легко учредить, более высокая, чем в индиви­дуальном предприя­тии, специализация в управлении и более широкие возможности Возможность возникно­вения несовместимости интересов в управлении, несогласованности дей­ствий, риск распада фирмы при выходе од­ного из владельцев, не­ограниченная финансо­вая ответственность
Корпорация — 20% от числа предприятий в США, 90% выручки от про­даж Широкие возможности привлечения капитала, ограниченная ответ­ственность, преимущест­ва объединения капита­ла Организационные ифи­нансовые сложности учреждения, двойное налогообложение, рас­хождение в функциях контроля и присвоения

В соответствии с ГК РФ в нашей стране существует 15 орга­низационно-правовых форм (табл. 21.3).

21.4. Формирование конкурентной среды предпринимательства

Экономическая свобода — основной принцип организации рыночного хозяйства; гарантирует не только свободу выбора (возможность заниматься любыми видами деятельности), но и свободу предпринимательства (приобретать ресурсы, орга-


 




Таблица 21.3

Краткая характеристика организационно-правовых форм предпринимательства в России

 

Организа­ционно-правовая форма Учреди­тели Источни­ки образо­вания уставного капитала Ответствен­ность по обязатель­ствам Дополнительные сведения
I. Коммерческие организации
Индиви­дуальный предпри­ниматель Гражда­нин РФ Частное или при­обретен^ ное у госу­дарствен­ных или муници­пальных предприя­тий Всем при­надлежащим ему имуще­ством, за ис­ключением имущества, на которое в связи с граждан­ским процес­суальным законода­тельством не может быть обращено взыскание Государствен­ная регистрация в качестве ин­дивидуального предпринимате­ля без образова­ния юридиче­ского лица
Полное товари­щество Индиви­дуальные предпри­ниматели и (или) коммер­ческие организа­ции Вклады участников (полных товарищей) Солидарная субсидиар­ная ответ­ственность участников всем своим имуще­ством Создается и дей­ствует на основа­нии учредитель­ного договора. Вклады участни­ков могут пере­ходить от одного к другому либо третьему лицу с согласия осталь­ных участников
Товари­щество на вере (ком­мандит­ное това­рищество) Полные товари­щи— ин­дивидуаль­ные пред­принима­тели и (или) ком­мерческие организа­ции; ком­мандисты -гражданс­кие и юридиче­ские лица Вклады участни­ков Полные товари­щи — всем своим иму­ществом, коммандис­ты— в пре­делах вкла­да Состоит из пол­ных товарищей (они осуществля­ют предпринима­тельскую деятель­ность) и комман­дистов (вкладчи­ков), которые не принимают уча­стия в предпри­нимательской деятельности. Создается и дей­ствует на основа­нии учредитель­ного договора

Продолжение таблицы 21.3.

 

Общество с ограни­ченной от­ветственно­стью Граждане и юриди­ческие лица Вклады участников Все участ­ники— в пределах своих вкла­дов. Не от­вечают по обязатель­ствам об­щества собствен­ным иму­ществом Создается и действует на основании учредитель­ного догово­ра и устава
Общество с дополни­тельной ответствен­ностью Граждане и юриди­ческие лица Вклады участников Солидарная субсидиар­ная ответ­ственность участников всем своим имуществом Создается и действует на основании учредитель­ного догово­ра и устава
Открытое акционерное общество Граждане и юриди­ческие лица За счет про­дажи акций в форме от­крытой подписки Все вла­дельцы ак­ций— в пределах своего вклада (па­кета акций) Действует на основании ус­тава. Участ­ники могут отчуждать принадлежа­щие им акции без согласия других акцио­неров путем свободной продажи
Закрытое акционер­ное обще­ство Граждане и юриди­ческие лица За счет рас­пределения акций только среди рас­пределите­лей или ино­го заранее определенно­го круга лиц Все вла­дельцы ак­ций— в пределах своего вкла­да (пакет акций) Действует на основании устава. Вкла­ды участни­ков могут пе­реходить от одного к дру­гому

 




Продолжение таблицы 21.3


Продолжение таблицы 21.3.


 


 

 
Дочер­ние хозяйст­венные общест­ва Полные това­рищества, то­варищества на вере, акционер­ные общества, общества с ограничен­ной и дополни­тельной ответ­ственностью (основной уч­редитель), а также граж­дане и юриди­ческие лица Вклады участни­ков Солидарная субсидиар­ная ответ­ственность совместно с основным учредите­лем. Не от­вечает по долгам ос­новного уч­реждения Действуют на основании учредитель­ного догово­ра и устава
Зависи­мое хозяйст­венное общест­во Акционерное общество, об­щества с огра­ниченной и дополнитель­ной ответ­ственностью (преобладаю­щий учреди­тель), а также граждане и юридиче­ские лица Вклады участ­ников. Вклад преобла­дающего учредите­ля должен состав­лять более 20% уставного капитала Все участ­ники — в пределах своих вкла­дов Действует на основании учредитель­ного договора и устава
Произ-вод-ствен-ные коопера­тивы Граждане и юридиче­ские лица Вклады участни­ков Субсидиар­ная ответ­ственность в размерах и в поряд­ке, преду­смотрен­ных Законом о производ­ственных кооперати­вах Действует на основании устава

 

6 j
Государ­ственные и муни­ципаль­ные уни­тарные предприя­тия Органы государ­ственно­го управ­ления или ор­ганы местного само­управле­ния Вклады других уни­версальных предприя­тий По обязатель­ствам соб­ственника имущество не отвечает Действуют на основании устава, ут­вержденного собственни­ком имуще­ства. Может передаваться коллективу предприятия в хозяйст­венное веде­ние или опе­ративное управление
П. Некоммерческие организации
Потреби­тельские коопера­тивы Граж­данские и юри­дические лица Паевые взносы участни­ков Солидарная субсидиарная ответствен­ность в преде­лах невнесен-ной части дополнитель­ного взноса каждого из членов коопе­ратива Являются некоммер­ческими организация­ми, дей­ствует на основании устава
Общест­венные и религи­озные организа­ции (объе­динения) Граждане Членские взносы участников Участники (члены) не отвечают по обязатель­ствам органи­зации, а орга­низация не отвечает по обязатель­ствам своих членов Являются некоммер­ческими организация­ми, не име­ют членства, действуют на основа­нии устава


Окончание таблицы 21.3

 

Фонды Граждане и юриди­ческие лица Имущест­венные взносы учредите­лей Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учреди­телей Являются не­коммерчески­ми организа­циями, не имеют член­ства, действу­ют на основа­нии устава
Ассоциа­ции и союзы Коммер­ческие и неком­мерческие организа­ции Вклады участни­ков Ассоциации (союзы) не от­вечают по обя­зательствам своих членов. Члены несут субсидиарную ответствен­ность по их обязательствам Члены органи­зации и сою­зов сохраняют свою само­стоятельность и права юриди­ческого лица. Создаются и действуют на основании учредительно­го договора и устава

низовывать производство и реализовывать произведенную продукцию).

В рыночной экономике экономическая свобода пред­принимателяобъективный результат взаимодействия экономически обособленных субъектов хозяйственных от­ношений, а ее границы отражают степень согласования их интересов.

В переходной экономике предпринимательская свободаимеет иную природу; формируется на основе перераспределе­ния экономической власти путем наделения ею одних субъек­тов за счет других. Непосредственное переплетение полити­ческой и экономической власти стало общим фоном и характерной чертой формирующегося российского предпри­нимательства.


Правовое регулирование предпринимательской деятельно­сти ведется по таким основным направлениям, как:

1) регулирование внутренних отношений в субъекте предпри­нимательства (порядок учреждения, управление и органи­зация труда);

2) регулирование отношений субъектов предпринимательства с органами государственной и муниципальной власти;

3) регулирование отношений субъектов предпринимательства с учреждениями финансовой сферы (банками, органами ва­лютного регулирования и контроля, органами таможенной службы и т.д.);

4) регулирование отношений субъектов предпринимательства
со своими партнерами-поставщиками, покупателями, стра­
ховщиками и др.

Правовая база, которую унаследовала переходная экономи­ка России, не соответствовала рыночным отношениям, поэтому возникла необходимость в создании нового законодательства, в котором предусматриваются меры по государственной под­держке предпринимательства. Это:

1) формирование широкого слоя предпринимателей;

2) стимулирование перспективных видов и направлений пред­принимательства;

3) содействие накоплению инвестиционных ресурсов и ис­пользованию их на приоритетных направлениях;

4) обеспечение устойчивости функционирования отечествен­ного Предпринимательства в условиях международной кон­куренции.

Конкуренция и предпринимательство взаимообусловлива­ют друг друга.

Экономика предпринимательского типа — это экономи­ка свысокой степенью конкурентной активности. Чем выше уровень конкуренции, тем больше степень предприниматель­ской активности,и наоборот.

С точки зрения отдельного предпринимателя конкуренция — это процесс сознательной борьбы фирм за ограниченный пла-


 




тежеспособный спрос. В действительности конкурентные от­ношения фирм выходят далеко за границы отдельных рынков и даже отраслей.

Конкуренция служит питательной средой для предпри­нимательства. Она уравновешивает частнособственнические устремления отдельных предпринимателей, выражающиеся в требовании свободы для себя и стремлении ограничить ее у других. Ограничивая рыночную власть отдельных фирм и противодействуя монопольным направлениям, конкуренция создает благоприятные условия'для появления новых предпри­нимательских структур.

Обеспечивая равные принципы состязательности, конку­ренция противодействует абсолютному доминированию како­го-либо из преимуществ фирм, обусловливая существование самых разных типов и форм. Крупные предприятия выигрыва­ют за счет экономической мощности и масштабности произ­водства. Малые, напротив, компенсируют свою экономиче­скую стабильность предпринимательской гибкостью. В то же время специализированные предприятия выигрывают благода­ря своей приспособляемости; фирмы-новаторы пользуются преимуществами первопроходцев.

Конкуренция — это условие предпринимательской актив­ности. Задавая критерии эффективности и ориентируя пред­принимателей на поиск лучших способов управления фирмой, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного со­вершенствования форм и способов хозяйствования, становит­ся вечным двигателем развития самой предпринимательской функции.

Взаимодействие конкуренции и предпринимательства но­сит неоднородный характер. Предпринимательство активно воздействует на конкуренцию. Так, если конкуренция обуслов­ливает многообразие предпринимательских структур, то это в свою очередь способствует поддержанию высокой конкурен­тной активности и развитию самой конкуренции, ее форм и методов.


Конкурентная среда переходной экономики имеет свои особенности. Для нее характерны:

1) слабая видовая дифференциация фирм и доминирование от­дельных их видов;

2) ярко выраженное стремление к реализации имеющихся мо­нопольных преимуществ;

3) регионализация предпринимательства как форма реализа­ции рыночной власти;

4) преобладание состязательных рынков над конкурентными;

5) распространение практики различного рода законодатель­
ных ограничений как результат лоббистской деятельности.
Все это указывает на слабость и неразвитость конкуренции.
Без преодоления этих недостатков сформировать эффектив­
но действующую предпринимательскую среду невозможно.

Для развития конкуренции необходимы экономические, технологические и социальные предпосылки. Экономические предпосылки:

1) рассредоточение рыночной власти;

2) множественность предпринимательских образований;

3) государственная поддержка предпринимательства.

Для переходной экономики необходимо создание условий массового появления новых фирм.

Технологические предпосылки (доступность технологий и информационное обеспечение) позволяют создавать парал­лельные производства, открывать новые рыночные ниши, спо­собствуют укреплению конкурентоспособности вновь форми­рующихся предпринимательских структур.

Социальные предпосылки связаны с созданием новой систе­мы мотивации и преодоления управленческой психологии ко­мандно-административной системы — узкокорыстных интере­сов, доминирования текущих приоритетов над долгосрочными, стремления к монополизму.

Создание в экономике конкурентной среды — сложный и долгосрочный процесс, подвергающийся воздействиям раз­личного рода ограничений (экономических, технических и со­циальных), поэтому он может быть осуществлен только по­этапно.


 




На первом этапе необходимы демонополизация и разгосу­дарствление экономики, включая ликвидацию ведомственной подчиненности, коммерциализацию государственных пред­приятий и развитие частного сектора.

На втором этапе внимание должно быть сконцентрирова­но на создании рыночной инфраструктуры, антизатратных ме­ханизмов и поэтапного прекращения субсидирования цен.

Трерий этап — период формирования конкурентных рынков.

Краткие выводы

1. Предпринимательство — это инициативная, самостоя­тельная хозяйственная деятельность людей, направленная на получение прибыли посредством организации и использова­ния ресурсов в целях получения товара и его реализации.

2. Основные признаки предпринимательства — новаторс­кий подход, самостоятельность, ответственность в принятии решений, высокая степень риска, возможность проявления инициативы и творческого подхода.

3. Предпринимательство возможно при наличии определен­ных условий, в т.ч. при соответствующих имущественных пра­вах на средства и результаты производства, при определенной экономической, правовой и политической среде и полной эко­номической ответственности предпринимателя за результаты деятельности.

4. Успешное предпринимательство достигается при соблюде­нии участниками этого процесса морально-этических норм: обязательности, честного соперничества, общей высокой культу­ры и образованности, контактности, умения общаться с людьми.

5. Промышленное предпринимательство связано с создани­ем материального продукта, служащего удовлетворению базо­вых потребностей людей или являющегося капиталом для всех сфер предпринимательства. Торговое предпринимательство занимается доведением продукта от производителя к потреби­телю. Основные функции кредитного предпринимательства — аккумуляция временно свободных денежных средств и после­дующее их использование для предоставления кредита.


Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Предпринимательство, признаки предпринимательства, инициатива, коммерческий риск, хозяйственная ответствен­ность, новаторство, формы и виды предпринимательства, функции предпринимательства, условия предприниматель­ской деятельности, экономическая свобода, личная заинтере­сованность, роль государства, индивидуальные предпринима­тели, товарищество (партнерство), корпорация, коммерческие организации, некоммерческие организации, производствен­ное предпринимательство, коммерческое предприниматель­ство, финансовое предпринимательство, консультативное предпринимательство, факторы предпринимательства; при-родно-демографические, технологические, экономические, правовые, институциональные, социально-культурные от­расли, экономическая свобода, свобода выбора, свобода предпринимательства, кооператив, объединение, фонды, ас­социации.

Контрольные вопросы и задание

1.Что такое предпринимательство? Каковы его признаки?

2. Каковы особенности предпринимательской деятельности в России?

3. Какие пути и средства обогащения предпринимателя яв­ляются нелегальными (по новому УК РФ)?

4. Каковы среда и функции предпринимательства в пере­ходной экономике?

5. Вы хотели бы стать предпринимателем? Каким видом дея­тельности вы бы занялись? Объясните свой ответ.

6. Какой организационной форме предпринимательства вы отдаете предпочтение и почему?

7. Какие основные этапы создания конкурентной среды
! переходной экономике вы знаете и какова их сущность?

 


Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: предпринимательство, инициатива, риск, ответственность, новаторство, свобода, заинтересованность, предприниматели, товарищество, общество, партнерство, коо­перация, кооператив, объединение, ассоциация.