Коммерческий риск и хозяйственная ответственность.

Содержание и признаки предпринимательства. Основные черты предпринимателя

Опорный конспект лекции

В России предпринимательство существует с давних вре­мен, но наибольшее развитие предпринимательство получило впериод правления Петра I.

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права, поэтому серьезным • стимулом для его роста явилась реформа 1861 г.

В 1890-е гг. в России окончательно складывается индуст­риальная база предпринимательства. В начале XX в. предпри­нимательство становится массовым явлением в России. Пред­приниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.

После Первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 г. вРоссии был взят курс на ликвидацию предпринима­тельской деятельности, национализированы все крупные пред­приятия, экспроприированы средства производства и имуще­ство частных предпринимателей.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятель­ность внесли годы НЭПа. Однако вконце 1920-х гг. предпри-


нимательство вновь сворачивается, и лишь в 1990-е гг. начина­ется его реанимация в России.

Согласно ПС РФ «предпринимательская деятельностьэто самостоятельная, осуществляемая на свой риск дея­тельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистри­рованными в установленном порядке».

Таким образом, предпринимательство — это:

1) процесс создания нового, обладающего ценностью;

2) процесс принятия на себя финансовой, моральной и соци-аль-ной ответственности;

3) процесс, приносящий в результате денежный доход и лич­ное удовлетворение достигнутым. Предприниматель должен решить четыре главных вопроса:

4) поиск новой идеи и ее оценка;

5) составление бизнес-плана;

6) поиск необходимых ресурсов;

7) управление созданным предприятием.

Одна из самых сложных задач предпринимателя — поиск новых идей и их реализация.

Осознав это развернутое определение, легко заметить, что предпринимательство имеет две стороны — приятную и не­приятную.

Приятная сторона — возможность получить прибыль, иметь экономическую выгоду и личное удовлетворение достиг­нутым.

Неприятная сторона в том, что весь груз забот, усилий, от­ветственности, риска за исход затеянного дела ложится на плечи предпринимателя. Есть угроза не только ничего не приобрести и выгоду не получить, но даже потерять то, что имеешь.

Главная цель предпринимательства — получение экономи­ческой выгоды (рис. 21.1).

По своей экономической природе предпринимательство не­разрывно связано с рыночным хозяйством и является его про­дуктом. Экономическая природа предпринимательства харак-


теризуется такими функциональными признаками, как: ини­циатива, коммерческий риск, ответственность, комбиниро­вание факторов производства, новаторство и др.

1. Предпринимательская инициатива. Предприниматель­ство постоянно стремится к производству новых товаров (услуг), поиску новых возможностей извлечения и реализации эконо­мической выгоды. Инициатива требует известной хозяйствен­ной свободы.

2. Экономическая свобода — определенный признак пред­принимательской среды. Для предпринимателя наличие эконо­мической свободы — это возможность заниматься тем или иным видом деятельности, иметь равный доступ к ресурсам рынка, реализовать себя как личность, как специалист, удов­летворять морально-этическую потребность.

3. Личная заинтересованность — движущий мотив предпринимательства. Поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопле­ния дохода — определяющее условие предпринимательской среды.

4. Комбинирование факторов производства. Предпри­ниматель всегда стремится к повышению доходности от ис­пользуемых факторов производства, следовательно,к более рациональному их применению. Суть комбинирования состо­ит в поиске наиболее рационального (оптимального) вари­анта сочетания факторов путем замещения одного из них другим.

5. Новаторство — это практическое применение принци­
пиально новых товаров, технологий, новых форм организации
производства и сбыта.


 




Неопределенность в деятельности предпринимательства возни­кает в связи с изменением конъюнктуры рынка, цен и предпоч­тений потребителей, непредсказуемостью реакции рынка на предлагаемые решения, отсутствием объективной информации на рынке. Таким образом, осуществляемая предпринимательс­кая деятельность представляется в виде неподвластной ей нео­пределенности, что и порождает коммерческий риск, основан­ный на расчете и учете возможных отрицательных последствий.

7. Рыночное пространство определяет возможности реа­лизации функциональных признаков предпринимательства. Чем более развит рынок, тем с меньшими препятствиями стал­кивается предприниматель в своей деятельности и тем полнее раскрывается его потенциал.

8. Конкуренция выступает основной силой, регулирующей рынок. Рынок — экономический инструмент установления пределов реализации личного интереса. Особенность рынка в том, что требование экономической свободы для себя доволь­но часто связано со стремлением ограничить ее для других.

Предприниматель — гражданин или объединение граж­дан, занятых инициативной, самостоятельной деятельностью (в производстве, торговле, финансовой сфере, менеджменте, сфере услуг и т.д.), осуществляемой от имени гражданина под его имущественную ответственность или от имени и под юридиче­скую ответственность объединений граждан (юридиче-ского лица); цель которой — получение прибыли или личного (коллективного) дохода.

Предпринимателями являются граждане и организации, имеющие статус физических и юридических лиц, принимающие участие в хозяйствовании в тех организационно-правовых фор­мах, которые установлены законодательством конкретной стра­ны. В зависимости от форм собственности предприниматель мо­жет осуществлять свою деятельность в государственном секторе, частном, а также на условиях смешанных форм хозяйствования. Предпринимателем в определенной сфере деятельности может быть и общественная организация, имеющая статус юридическо­го лица.


Предприниматель не обязательно является собственником. Он самостоятельный агент рынка, действующий на свой страх и риск и несущий имущественную ответственность, берущий­ся за организацию бизнеса; может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом. В свя­зи с этим предприниматель должен обладать определенным набором черт и личностных качеств:

1) знанием технологии производства;

2) нацеленностью на получение большой прибыли;

3) бережливостью, расчетливостью;

4) склонностью к риску;

5) способностью правильно оценивать структуру рыночных потребностей;

6) умением формировать цели, организовывать людей на их достижение, создавая необходимые стимулы; способность руководить;

7) знание психологии людей и желанием развивать в себе уме­ние ладить с людьми;

8) гибкостью, корректностью в общении и др.

Таким образом, предприниматель обладает следующими основными чертами (рис. 21.2).

Индивидуальный предприниматель — гражданин, заня­тый инициативой, самостоятельной деятельностью (в рамках, не запрещенных законом), осуществляемой от своего имени, под свою имущественную ответственность, цель которой —


 




получение прибыли или личного дохода. Он осуществляет хозяйственную деятельность за свой счет, несет полную иму­щественную ответственность за ее результаты, сам управляет своим предприятием, полностью самостоятелен в организа­ции и развитии своего дела, единолично решает вопросы рас­пределения полученного дохода после уплаты налогов. Все это обусловливает возможность гибкой адаптации, но и по­вышает степень риска. Индивидуальный предприниматель имеет право как и юридическое лицо использовать наемный труд, в отличие от юридического лица, имеет право завещать свое имущество.

В России в 1990-е гг. юридически оформлялись два субъек­та индивидуального предпринимательства:

а) индивидуальный предприниматель;

б) крестьянин (фермер).

Предприниматель в соответствии с действующим законо­дательством имеет право создавать любые виды предприятий (не запрещенные законом), осуществлять наем и увольнение работников, определять формы, системы, размеры оплаты труда, разрабатывать и реализовывать программу хозяйствен­ной деятельности, устанавливать цены, тарифы; выбирать по­ставщиков, покупателей, выбирать банк для открытия счета, осуществлять все виды расчетных кредитных операций, сво­бодно распоряжаться прибылью после уплаты налогов и дру­гих обязательных платежей, получать неограниченный по размерам личный доход, пользоваться государственной сис­темой социального обеспечения и страхования, обжаловать в установленном порядке действие государственных органов, ущемляющих его права и интересы, осуществлять валютные операции, разрешенные законодательством, вступать во внешне­экономические отношения в порядке, установленном законо­дательством.

Наибольшее распространение индивидуальное предприни­мательство получило в розничной торговле, сфере услуг, сель­ском хозяйстве, в различного рода промыслах.


21.2. Предпринимательская среда

и функции предпринимательства

Общественный характер предпринимательства означает на­личие в общественном производстве определенных условий, позволяющих реализовать функциональные признаки пред­принимательства.

Предпринимательство функционирует в условиях:

1) неопределенности, постоянного изменения рынка, к кото­рому необходимо непрерывно адаптироваться;

2) неустойчивости, (ни один хозяйствующий субъект рынка не находится на нем бесконечно);

3) риска, требующего собственной интуиции и логического анализа ситуации.

Различают внешние условия, обусловленные характером окружающей предпринимателя среды , и внутренние, обуслов­ленные особенностями внутренней организации факторов предпринимательства.

К внешней среде предпринимательства относятся следую­щие факторы:

1) природно-демографические (климатические условия и ка­чество земель, сырьевая база, численность и половозраст­ная структура населения и др.). Эти факторы определяют отраслевую организацию и размещение предприятий, уро­вень издержек и возможности использования рабочей силы;

2) технологические (уровень развития науки и техники, наличие современных технологий и их применение и др.). Обусловли­вают не только характер и формы осуществления предприни­мательства, но и способы предпринимательской деятельности;

3) экономические. Это степень развития рынков, объем сово­купного спроса, уровень рыночной конкуренции, устойчи­вость денежной системы, уровень доходов и характер их распределения, уровень сбережений, налоговая политика и т.д. Определяют уровень распределения ограниченных ресурсов и уровень предпринимательской активности;

4) правовые (степень развития хозяйственного права, регули­рование взаимоотношений агентов хозяйственного оборо-


та, законодательная защита предпринимательства, характер регулирующего вмешательства государства). Не только обеспечивают предпосылки предпринимательской деятель­ности, но и определяют уровень их активности;

5) институциональные (развитие банковской системы, страхо­вого дела, развитость каналов снабжения и сбыта, наличие рыночных посредников (консультационные, юридические, рекламные и другие агентства), развитие средств связи и ин­формационного обеспечения). Обусловливают интенсив­ность товарообмена, расширенные возможности ведения предпринимательской деятельности;

6) социально-культурные (нравственные и моральные нормы, образовательный уровень населения). Влияют на формиро­вание потребностей и особенности спроса, на специфику организации предпринимательства и деловую этику, на от­ношение к предпринимательству.

К внутренней среде предпринимательства относятся особенности внутренней организации хозяйствующего субъекта, непосредственно влияющие на содержание и фор­мы реализации функциональных признаков предпринима­тельства (масштабы организации, формы и характер управле­ния организацией и др.).

Следует различать две группы функций предприниматель­ства. Одна из них отражает текущие задачи приспособления к условиям среды, другая —способности предпринимателя реа­гировать на все изменения (рис. 21.3).

По функциональным признакам предпринимательства функ­ции подразделяются на управление финансами и производ­ством, кадрами, материальными потоками и сбытом (рис. 21.4).

Управление финансами. Главная задача финансового управле­ния —- обеспечение максимально возможной отдачи при наимень­шем риске. Решая ее, предприниматель должен, с одной стороны, минимизировать цену мобилизируемых финансовых ресурсов, а с другой — максимизировать отдачу инвестиционных средств.

Функция материально-технического обеспечения состоит в обеспечении бесперебойного снабжения при минимальных затратах. Самым сложным в решении этого вопроса является


не организационная сторона дела, а предсказуемость рыноч­ной конъюнктуры. Управление производством во многом свя­зано с техническим и технологическим аспектами. Содержа­тельность его как предпринимательской функции состоит в поиске такой комбинации факторов производства, которая дала бы максимальный выпуск продукции при минимальных издержках.

Управление кадрами связано не только с подбором и расста­новкой работников. Экономическая содержательность данной функции сводится в основном к формированию у работников чувства сопричастности к предпринимательской деятельности.

Управление сбытом. Выявление самой потребности стано­вится главной задачей функции сбыта.


 




Другая группа функций предпринимательства характеризу­ет его влияние на хозяйственную среду и вызываемые им последствия. Одной из таких функций является содействие установлению рыночного равновесия. Реагируя на потенциаль­ный источник выгоды, предприниматель увеличивает предло­жение. Перемещая блага с рынка, где они в избытке, на рынки, где они дефицитны, предприниматель способствует установ­лению равновесия на товарных рынках.

21.3. Организационно-правовые формы предпринимательства в России

В экономической литературе все предпринимательские структуры условно объединяются в три организационные фор­мы: индивидуальное предпринимательство, партнерство и кор­порация.

Индивидуальные предприниматели — лица, осуществляю­щие коммерческую деятельность на основе принадлежащей им собственности, непосредственно управляющие ею и несущие полную ответственность за ее результаты.

Товарищество (партнерство) — объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении.

Корпорация — основанное на долевом участии в капитале объединение, юридические права и обязательства которого обособлены от прав и обязательств его участников.

Преимущества и недостатки этих форм показаны в таблице 21.2.

В России структура организационно-правовых форм опре­делена ГК РФ, который подразделяет всех участников пред­принимательской деятельности по юридическому статусу на физические и юридические лица, а по цели деятельности — на коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от содержания предпринимательской деятель­ности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства:


Таблица 21.2