Примерная структура государственного (консолидированного) бюджета России

 

 

Доходы Расходы
Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они со­ставляют от 80 до 90%. Самые крупные из них — подоходный налог, налог на прибыль и НДС Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели) — 40-50%
Государственные займы. Осу­ществляются выпуском и реали­зацией государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государ­ственном бюджете — от 10 до 20% Затраты на хозяйственные нуж­ды (капиталовложения в инфра­структуру, дотации государствен­ным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ) — 10-20%
Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому ис­точнику правительство прибега­ет, если располагаемыми дохода­ми нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превы­шения расходов над доходами Расходы на вооружение и мате­риальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам — 10-20%
Неналоговые доходы (доходы от продажи и использования госу­дарственного имущества, диви­денды по акциям, целевые пере­числения государству и т. п.) Административно-управленче­ские расходы (содержание прави­тельственных органов, органов юстиции и пр.) — 5-10%
Платежи по государственному долгу до 7-8%

 
 



Превышение доходов над расходами образует бюджетный про­фицит (излишек), превышение расходов над доходами обра­зует бюджетный дефицит (недостаток).

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто — из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих не­стабильность экономики, снижение эффективности произ­водства.