Государственные финансы. Государственный бюджет

Финансы — денежные средства, рассматриваемые в про­цессе создания и движения; формируются в ходе производства, распределения и перераспределения ВВП (валового внутрен­него продукта) страны. Финансы страны — совокупность фи­нансов всех секторов экономики в их взаимодействии между собой и остальными странами мира.

Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятием «финансы»определяют всю систему эконо­мических отношений, связанную с образованием, распределени­ем и перераспределением денежных ресурсов. Условно можно выделить государственные финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы — это часть финансовой систе­мы общества, охватывающая движение денежных средств, не­обходимых государству для осуществления его функций.

Финансы предприятий, фирм, корпораций — это денеж­ные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующие­ся в процессе экономической деятельности этих хозяйствую­щих субъектов.

Финансы населения -— это часть финансовой системы, ко­торая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.



Государственные финансы — сложная система, включаю­щая четыре основных звена:

1) государственный бюджет;

2) местные финансы;

3) финансы государственных предприятий;

4) финансы специальных общественных фондов. Существующая в стране совокупность финансовых от­ношений называется финансовой системой(рис. 16.1).

Финансовая система России включает:

1) государственную бюджетную систему;

2) внебюджетные специальные фонды;

3) государственный кредит;

4) фонды имущественного и личного страхования;

5) финансы предприятий различных форм собственности. Первые четыре блока этой системы — централизованные

и используются для регулирования экономических процессов на макроуровне. Финансы предприятий — децентрализован ные и используются для регулирования экономических про цессов на микроуровне.


Государственные специальные внебюджетные фонды Рос­сии составляют Пенсионный фонд, Фонд специального стра­хования, Фонд занятости населения, Фонд обязательного ме­дицинского страхования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР и региональные внебюджетные экономические фонды (в частности, фонды развития жилищной сферы).

Через государственные финансы перераспределяется зна­чительная часть НД нашей страны (примерно 1/3).

Главное звено в этой системе — государственный бюджет. Его главные задачи состоят в том, что:

1) деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;

2) деньги надо рационально распределять по различным фон­дам;

3) деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.

Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Государственный бюджетэто годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, муниципальным законодательным со­бранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению рас­ходов в соответствии с принятым в предыдущем году зако­ном о бюджете.

В соответствии с российским законодательством бюджет­ная система страны — совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов Федерации и административно-тер­риториальных образований (местного).

В государственную бюджетную систему РФ(консолидиро-иаиный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:


 




1) федеральный бюджет и бюджеты государственных вне­бюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда социального страхования, Фонд имущественного страхования);

2) бюджеты субъектов Федерации (краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петер­бурга; окружные бюджеты автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и бюджет территориаль­ных государственных фондов);

3) местные бюджеты (городские, районные, сельские).

Все эти бюджеты функционируют автономно по принципу бюджетного федерализма, т.е. за каждым бюджетом закрепля­ются свои источники доходов и определяются расходы, финан­сируемые за счет соответствующих бюджетов.

В Бюджетном кодексе определены основные принципы бюджетной системы России:

1) единство бюджетной системы;

2) полнота бюджетной системы;

3) самостоятельность бюджетов;

4) гласность бюджетов;

5) сбалансированность бюджетов;

6) разграничение доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы и др.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классифи­кации и единых форм бюджетной документации, согласован­ными принципами бюджетного процесса.

Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюд­жетной системы имеется место отражения доходов в их пол­ном объеме.

Самостоятельность различных звеньев бюджетной систе­мы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и права самостоятельно опреде­лять напряжение и объемы производственных расходов в соот­ветствии с закрепленными полномочиями.


Гласность означает необходимость публикации утвержден­ных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой об­щественности.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура госу­дарственного бюджета России представлена в таблице 16.1.

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предпола­гает выравнивание доходов и расходов. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают.

Таблица 16.1