Реформы Никона и Церковный раскол.

Взаимоотношения царской власти и церкви в первой половине XVII в.

Взаимоотношения церкви и государства в XVI—XVII вв. определяли многие процессы в развитии общества и государства. Со времен Ивана IV власть в Московском государстве в лице царя носила сакральный характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. В этой связи православная церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом русскому самодержавию. Не претендуя на светские функции власти, она была приобщена к принятию государственных решений. Так, Священный собор как орган церковного управления принимал участие в работе земских соборов.

После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.

По Уложению 1649 года учрежден был Монастырский приказ, первоначально как исключительно судебное учреждение, куда были переведены дела, ранее находившиеся в ведении Приказа Большого Дворца. Таким изменениям способствовал факт, что судить церковные дела были поставлены государственные чиновники из светских лиц, разумеется, не знакомые с церковными правилами. Монастырский приказ встретил решительное сопротивление в среде духовенства, в том числе и из-за своего регулярного вмешательства в дела вотчинного управления епархий и монастырей. В итоге, на соборе 1666 – 1667 годов, сведшем Никона с патриаршего престола, было принято решение о ликвидации приказа, с которым долгие годы боролся низвергнутый глава русской церкви. Хотя приказ формально просуществовал вплоть до 19 декабря 1677 года, однако оставшееся время было отведено исключительно завершению начатых финансовых дел.

 

25. Кружок «ревнителей древнего благочестия».

В конце 40-х годов XVII века в России образовался «кружок ревнителей благочестия», в который вошли Никон, бывший тогда архимандритом, протопопы И. Неронов, Аввакум, Даниил, Логгин, Лазарь и др. В кружок входило также несколько представителей светской придворной знати. Возглавлял его царский духовник С. Вонифатьев.

Сторонники Никона (с 1652 г. патриарх) считали, что исправление богослужебных книг и церковных служб надо проводить греческим оригиналам. Сторонники же протопопа Аввакума хотели в основу исправления положить древнерусские церковные книги. Кружок ставил своей целью восстановление православия в «его чистоте», путем «исправления» богослужебных книг и устранения «непорядков» в церковной жизни.

Но единство «ревнителей» оказалось мимолетным. Уже в начале 50-х годов кружок распался. Былое единодушие его участников уступило место их ожесточенной взаимной борьбе, плавное течение событий — яростным схватках людей, ставших непримиримыми врагами. Хотя все члены кружка были единодушны в том, что следует «исправить» церковные книги, они по-разному относились к тому, как их «исправлять».

Никон, Вонифатьев и Ртищев настаивали на приведении их в соответствие с византийскими образцами, советовался с константинопольским патриархом Паисием - грекофилы. Аввакум и Неронов же, разделяли взгляд, что следует очистить книги от ошибок, протестовали против слепого следования греческим образцам. Они считали, что нужно править книги по древнерусским рукописям и выступали против нововведений в церкви, которые сводились к устранению различий в русской и греческой богослужебной практике.

 

В 1652 г. патриархом стал новгородский митрополит Никон. Родом он был из крестьян Нижегородского уезда, но, благодаря глубокой вере, своему уму и способностям, достиг высшего положения в русской церкви и государстве.

Важным делом, которое проделал патриарх Никон, было исправление церковных книг. В этих книгах, переписывавшихся вручную около 700 лет, накопилось много ошибок, так как качество переписки зависело от грамотности переписчиков, работа которых часто не особенно проверялась.

В 1654 г. патриарх Никон созвал собор и представил ему предложенные им исправления. Собор их утвердил и постановил, что книги должны исправляться по древним русским и греческим текстам. Никон, однако, обратился ещё и к восточным патриархам с просьбой рассмотреть эти поправки. В 1655 г. царьградский патриарх прислал ответ, утверждающий исправления Никона.

Книги начали исправлять и рассылать по всему государству. Кроме исправлений текста, также были исправлены некоторые обряды. Креститься, например, предписывалось не двумя пальцами, как раньше, а тремя.

Новые отпечатанные книги и введение новых обрядов многими были встречены враждебно. Многие миряне и священники считали, что нужно хранить старую веру и не принимать новые книги и обряды. Людей, не признающих новые книги и порядки, стали называть староверами и преследовать. Так начался Раскол, продолжающийся до наших дней.

Решительно отказался принять новые книги (ещё в 1657 г.) знаменитый Соловецкий монастырь. 8 июля 1658 г. Соловецкий иноческий Собор, возглавляемый игуменом Илиёй, составил приговор о непринятии новых книг. С 1668 г. к Соловецкому монастырю посылались войска. В монастыре же были собраны огромные запасы продовольствия, было 90 пушек, 900 пудов пороха и множество ядер. Только в декабре 1675 г. была сделана попытка взять монастырь приступом (безуспешно) и 22 января 1676 г. монастырь, наконец, был взят, зачинщики казнены, другие разосланы в остроги.

Вследствие большого влияния Соловецкого монастыря на севере, именно здесь особенно интенсивно стал распространяться раскол. В глуши лесов завелись скиты "поморян". С севера раскол перекинулся в новгородские и псковские земли, в Прибалтику, в костромскую, вязниковскую, брянскую и керженскую области. Некоторые раскольники уходили в Польшу, на Кавказ, в Сибирь. На юге раскол привился среди донских казаков. Раскол стал неотъемлемой частью русской действительности.