Ключевые термины и понятия

Валовая выручка — это полная сумма денежных по­ступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей. Определяется валовая выручка в фактических ценах реализации на фактический объем реализованной продукции.

Валовой доходпредприятия — разница между выручкой от реализации и материальными затратами; включает оплату труда и прибыль (рис. 11.2).


Валовой доход и прибыль в сопоставлениии с издержками или всеми используемыми ресурсами характеризуют эффек тивность работы предприятия и рентабельность.


Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг; обобщающий показатель финансовых ре­зультатов хозяйственной деятельности предприятия (фирмы); определяется как разность между выручкой от реа­лизации продукции, работ и услуг и суммой всех затрат пред­приятия на производство и реализацию.

Вся прибыль, полученная предприятием, есть валовая при­
быль. Прибыль — конечный финансовый результат, она вклю­
чает следующие элементы: .

1) прибыль от реализации основных средств и ищго имущест­ва предприятия;

2) прибыль от реализации продукции, работ и услуг;

3) доходы от внереализационных операций;

4) доходы от сдачи имущества в аренду;

5) дивиденды, проценты по акциям, облигациям;
()) курсовая разница по валютным операциям;

7) доходы от различных переоценок и др.

От размера полученной прибыли зависят финансовое поло­жение предприятия, возможности формирования фондов раз­вития производства и социальной сферы, материального поощ­рения работников.

Различают полную (общую, валовую, балансовую), чистую (остающуюся после уплаты налога с прибыли), бухгалтерскую (разница между доходами от продаж и бухгалтерскими издерж­ками) и экономическую (учитывающую вмененные, альтерна­тивные издержки) прибыль. Распределение прибыли предприя­тия представлено на рис. 11.3.

Формула безубыточностипредприятия (фирмы) показыва­ет зависимость между объемом выручки, ценой, постоянными и переменными затратами:

Q х Ц = (IJ +U )xQ,

^ ' v пост. перему ^-'

где Q — объем реализации продукции в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продукции;


 


где Р — прибыль предприятия.

На основе анализа безубыточности можно предположить четыре основных пути повышения прибыли предприятия:

1) повышение цены реализации;

2) снижение переменных затрат на единицу;

3) снижение постоянных затрат;

4) увеличение объема производства.

Важный показатель эффективности предприятия — норма прибыли. Он определяется двумя путями, такими как: 1) отношение прибыли к издержкам предприятия (себестои­мость); показывает эффективность использования текущих затрат:


2) отношение прибыли к авансированным вложениям (основ­ным производственным фондам и оборотным средствам). Показывает эффективность использования основных и обо­ротных фондов:


Эффект масштаба—соотношение между изменением объе­
мов используемых ресурсов и изменением соответствующих
производственных результатов. Чем больше масштабы произ­
водства, тем ниже средняя себестоимость единицы продукции
и выше прибыль при прочих равных условиях. \

Эффект масштабаможет быть положительным или отри­цательным. Положительный эффект масштаба определяется следующими факторами:

1) снижением величины постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции в начале процесса расширения про­изводства;

2) более высоким уровнем специализации;

3) возможностью использования более производительного
, оборудования;

4) более полной утилизацией отходов путем производства по­
бочной продукции.

Отрицательный эффект масштаба возникает в результа­те воздействия таких факторов, как:

1) рост переменных издержек, приходящихся на единицу про­
дукции (закон убывающей отдачи);

2) сложность управления крупномасштабным производством.
Относительная значимость положительного и отрицатель­
ного эффектов масштаба нередко оказывает определяющее
воздействие на структуру отрасли.

В зависимости от соотношения темпов роста издержек про­изводства и объема производства различают:

1) возрастающую (положительную) отдачу от масштаба — объем производства растет быстрее, чем издержки, а зна­чит, средние издержки производства снижаются;

2) убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба—издерж­ки растут быстрее, чем объем производства, а следователь­но, средние издержки производства возрастают;

3) постоянную отдачу от масштаба — объем производства и издержки растут одинаковыми темпами, соответственно, издержки производства единицы продукции (средние из­держки) постоянны.



Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-раз­ному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, доста­точном для удовлетворения рыночного спроса. Это отрасли естественной монополии. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы, К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.

Краткие выводы

1.Издержки производства — это затраты, необходимые для осуществления процесса производства и реализации продук­ции (работ, услуг).

2. В зависимости от признаков существуют различные клас­сификации издержек: постоянные, переменные и валовые из­держки; внешние (явные) и внутренние (неявные).

3. Себестоимость отражает в денежной форме непосредствен­ные затраты отдельного предприятия на производство и реализа­цию продукции. Она имеет свою определенную структуру.

4. Доход (выручка от реализации) предприятия зависит от цены и объема производства.

5. Цель деятельности предприятия — максимизация прибы­ли (разность между совокупным доходом и совокупными из­держками).


Экономический тренинг

Издержки: общие, валовые, постоянные, переменные, пре­дельные, средние, альтернативные; неявные издержки, явные издержки, вмененные издержки, цена, ценовая политика, ба­зис цены, уровень цены, себестоимость, производственная себестоимость, полная себестоимость, прибыль, валовой до­ход, чистый доход, предельный доход, рентабельность произ­водства.

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое издержки производства и издержки об­
щества?

2. Какая разница между общественными и индивидуальны­ми издержками производства?

3. Что такое прибыль?

4. Какое отличие прибыли от прибавочной стоимости?

5. Что для собственника важнее — масса или норма при­были?

6. Чем отличаются стоимость и цена производства?

7. Какова разница между стоимостью и себестоимостью произведенной продукции?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: издержки, затраты, структура, вид, себестоимость, цена, классификация, налоги, сборы, платежи, прибыль, выручка, рентабельность, доход, эффект, эффектив­ность.



Кроссворд

■ Тесты

Выберите правильный ответ.

1. Издержки производства, которые несет товаропроиз­
водитель, называются:

а) издержками предприятия;

б) переменными издержками;

в) явными (бухгалтерскими) издержками;

г) экономическими издержками.

2. Общие издержки — это функция от:

а) цен и факторов производства;

б) затрат факторов производства;

в) выпуска продукции;

г) все перечисленное верно.

3. Величина постоянных издержек производства:

а) зависит от величины объема производства;

б) не зависит от объема выпуска продукции;

в) не зависит от времени производства;

г) не зависит от качества продукции.

4. Переменные издержки производства не включают:

а)' оплату труда рабочих;

б) затраты на материалы;

в) затраты на энергию;

г) амортизацию оборудования.

5. Экономическая прибыль определяется как:

а) разность между валовой (общей) выручкой и явными (бух­
галтерскими) издержками;

б) сумма неявных издержек;

в) разность между общей выручкой и экономическими издерж­
ками производства;

г) сумма постоянных издержек.


По горизонтали. 2. Соотношение между прибылью от реа-изации продукции и затратами на производство и реализацию продукции. 5. Председатель правления акционерного общества «Федерал экспресс», который в 1982 г. получил самое большое в мире вознаграждение в сумме 51 544 000 долларов. 7. Расхо­ды бизнесмена на производство товаров. 8. Доход фирмы, вы­ступающий в виде прироста примененного капитала. 9. Сумма постоянных и переменных расходов.

По вертикали. 1. Такая система управления фирмой, кото­рая лучше приспосабливает производство к требованиям рын-


 




ка для более выгодной продажи товаров. 3. Сколько этапов проходит процесс образования прибыли в производственной фирме? 4. Одна из потребностей, на которую направлена чис­тая прибыль. 6. В форме чего устанавливаются тесные связи между торговыми и промышленными капиталами? 5. Что по­лучат предприятия, работающие в лучших условиях и имею­щие самую низкую себестоимость?


РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 12. Национальная экономика

12.1. Национальная экономика. Кругооборот доходов

и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство

12.2. Основные макроэкономические показатели

12.3. Система национальных счетов: сущность и структура