Ключевые термины и понятия
Валовая выручка — это полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей. Определяется валовая выручка в фактических ценах реализации на фактический объем реализованной продукции.
Валовой доходпредприятия — разница между выручкой от реализации и материальными затратами; включает оплату труда и прибыль (рис. 11.2).
Валовой доход и прибыль в сопоставлениии с издержками или всеми используемыми ресурсами характеризуют эффек тивность работы предприятия и рентабельность.
Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг; обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия (фирмы); определяется как разность между выручкой от реализации продукции, работ и услуг и суммой всех затрат предприятия на производство и реализацию.
Вся прибыль, полученная предприятием, есть валовая при
быль. Прибыль — конечный финансовый результат, она вклю
чает следующие элементы: .
1) прибыль от реализации основных средств и ищго имущества предприятия;
2) прибыль от реализации продукции, работ и услуг;
3) доходы от внереализационных операций;
4) доходы от сдачи имущества в аренду;
5) дивиденды, проценты по акциям, облигациям;
()) курсовая разница по валютным операциям;
7) доходы от различных переоценок и др.
От размера полученной прибыли зависят финансовое положение предприятия, возможности формирования фондов развития производства и социальной сферы, материального поощрения работников.
Различают полную (общую, валовую, балансовую), чистую (остающуюся после уплаты налога с прибыли), бухгалтерскую (разница между доходами от продаж и бухгалтерскими издержками) и экономическую (учитывающую вмененные, альтернативные издержки) прибыль. Распределение прибыли предприятия представлено на рис. 11.3.
Формула безубыточностипредприятия (фирмы) показывает зависимость между объемом выручки, ценой, постоянными и переменными затратами:
Q х Ц = (IJ +U )xQ,
^ ' v пост. перему ^-'
где Q — объем реализации продукции в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продукции;
где Р — прибыль предприятия.
На основе анализа безубыточности можно предположить четыре основных пути повышения прибыли предприятия:
1) повышение цены реализации;
2) снижение переменных затрат на единицу;
3) снижение постоянных затрат;
4) увеличение объема производства.
Важный показатель эффективности предприятия — норма прибыли. Он определяется двумя путями, такими как: 1) отношение прибыли к издержкам предприятия (себестоимость); показывает эффективность использования текущих затрат:
2) отношение прибыли к авансированным вложениям (основным производственным фондам и оборотным средствам). Показывает эффективность использования основных и оборотных фондов:
Эффект масштаба—соотношение между изменением объе
мов используемых ресурсов и изменением соответствующих
производственных результатов. Чем больше масштабы произ
водства, тем ниже средняя себестоимость единицы продукции
и выше прибыль при прочих равных условиях. \
Эффект масштабаможет быть положительным или отрицательным. Положительный эффект масштаба определяется следующими факторами:
1) снижением величины постоянных издержек, приходящихся на единицу продукции в начале процесса расширения производства;
2) более высоким уровнем специализации;
3) возможностью использования более производительного
, оборудования;
4) более полной утилизацией отходов путем производства по
бочной продукции.
Отрицательный эффект масштаба возникает в результате воздействия таких факторов, как:
1) рост переменных издержек, приходящихся на единицу про
дукции (закон убывающей отдачи);
2) сложность управления крупномасштабным производством.
Относительная значимость положительного и отрицатель
ного эффектов масштаба нередко оказывает определяющее
воздействие на структуру отрасли.
В зависимости от соотношения темпов роста издержек производства и объема производства различают:
1) возрастающую (положительную) отдачу от масштаба — объем производства растет быстрее, чем издержки, а значит, средние издержки производства снижаются;
2) убывающую (отрицательную) отдачу от масштаба—издержки растут быстрее, чем объем производства, а следовательно, средние издержки производства возрастают;
3) постоянную отдачу от масштаба — объем производства и издержки растут одинаковыми темпами, соответственно, издержки производства единицы продукции (средние издержки) постоянны.
Эффект масштаба проявляется в отдельных отраслях по-разному. Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. Это отрасли естественной монополии. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы, К естественным монополиям относятся, например, предприятия электро-, газо- и водоснабжения крупного города. Деятельность естественных монополий регулируется государством.
Краткие выводы
1.Издержки производства — это затраты, необходимые для осуществления процесса производства и реализации продукции (работ, услуг).
2. В зависимости от признаков существуют различные классификации издержек: постоянные, переменные и валовые издержки; внешние (явные) и внутренние (неявные).
3. Себестоимость отражает в денежной форме непосредственные затраты отдельного предприятия на производство и реализацию продукции. Она имеет свою определенную структуру.
4. Доход (выручка от реализации) предприятия зависит от цены и объема производства.
5. Цель деятельности предприятия — максимизация прибыли (разность между совокупным доходом и совокупными издержками).
Экономический тренинг
Издержки: общие, валовые, постоянные, переменные, предельные, средние, альтернативные; неявные издержки, явные издержки, вмененные издержки, цена, ценовая политика, базис цены, уровень цены, себестоимость, производственная себестоимость, полная себестоимость, прибыль, валовой доход, чистый доход, предельный доход, рентабельность производства.
Контрольные вопросы и задания
1.Что такое издержки производства и издержки об
щества?
2. Какая разница между общественными и индивидуальными издержками производства?
3. Что такое прибыль?
4. Какое отличие прибыли от прибавочной стоимости?
5. Что для собственника важнее — масса или норма прибыли?
6. Чем отличаются стоимость и цена производства?
7. Какова разница между стоимостью и себестоимостью произведенной продукции?
Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: издержки, затраты, структура, вид, себестоимость, цена, классификация, налоги, сборы, платежи, прибыль, выручка, рентабельность, доход, эффект, эффективность.
Кроссворд |
■ Тесты
Выберите правильный ответ.
1. Издержки производства, которые несет товаропроиз
водитель, называются:
а) издержками предприятия;
б) переменными издержками;
в) явными (бухгалтерскими) издержками;
г) экономическими издержками.
2. Общие издержки — это функция от:
а) цен и факторов производства;
б) затрат факторов производства;
в) выпуска продукции;
г) все перечисленное верно.
3. Величина постоянных издержек производства:
а) зависит от величины объема производства;
б) не зависит от объема выпуска продукции;
в) не зависит от времени производства;
г) не зависит от качества продукции.
4. Переменные издержки производства не включают:
а)' оплату труда рабочих;
б) затраты на материалы;
в) затраты на энергию;
г) амортизацию оборудования.
5. Экономическая прибыль определяется как:
а) разность между валовой (общей) выручкой и явными (бух
галтерскими) издержками;
б) сумма неявных издержек;
в) разность между общей выручкой и экономическими издерж
ками производства;
г) сумма постоянных издержек.
По горизонтали. 2. Соотношение между прибылью от реа-изации продукции и затратами на производство и реализацию продукции. 5. Председатель правления акционерного общества «Федерал экспресс», который в 1982 г. получил самое большое в мире вознаграждение в сумме 51 544 000 долларов. 7. Расходы бизнесмена на производство товаров. 8. Доход фирмы, выступающий в виде прироста примененного капитала. 9. Сумма постоянных и переменных расходов.
По вертикали. 1. Такая система управления фирмой, которая лучше приспосабливает производство к требованиям рын-
ка для более выгодной продажи товаров. 3. Сколько этапов проходит процесс образования прибыли в производственной фирме? 4. Одна из потребностей, на которую направлена чистая прибыль. 6. В форме чего устанавливаются тесные связи между торговыми и промышленными капиталами? 5. Что получат предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость?
РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА
Тема 12. Национальная экономика
12.1. Национальная экономика. Кругооборот доходов
и расходов в национальном хозяйстве. Национальное богатство
12.2. Основные макроэкономические показатели
12.3. Система национальных счетов: сущность и структура